Шашкина Вера Павловна
Использование нестандартного оборудования как средство привития интереса к урокам физкультуры
▼ Скачать + Заказать документы
Основной непреходящей ценностью человека являются его здоровье, сохранению и укреплению которого необходимо уделять большое внимание в любом возрасте. Профессор К. И. Брехман говорит о четырё х аспектах здоровья: соматическом, физическом, психическом и нравственном, каждый из которых требует своей методологии в обеспечении оптимальной жизнедеятельности человека.
Воспитание физическое является сферой действия физической культуры, призванной гармонически развивать человека и укреплять его здоровье. Недаром ещё в 1905 году Э. Торндайк писал: «Воспитание крепкого здорового тела важно одинаково как цель и как средство. Оно важно, как цель потому, что счастье и степень полезности человека зависят от здоровья его тела не меньше, чем от здоровья умственного и нравственного».
Темочки:
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Современный урок физической культуры требует от педагога применения различных средств и методов обучения, направленных на формирование у обучающихся необходимых навыков и умений. Урок должен быть высокоэффективным и в развитии физических качеств. Поэтому в работе учителей физической культуры всё большее значение приобретают средства и методы, которые могут улучшить процесс обучения, сделать урок результативным и интересным.
Одним из средств воспитания здорового и крепкого тела являются упражнения с использованием нестандартного оборудования, широко представленные в основной и спортивно – прикладной гимнастике.
• Многообразие
• Доступность
• Эмоциональность
упражнений дают возможность систематически применять их на уроках физической культуры.
Упражнения с использованием нестандартного оборудования оказывают разностороннее воздействие на организм человека:
• способствует его гармоническому развитию,
• овладению жизненно необходимыми навыками самостраховки,
• развивают умение ориентироваться в пространстве,
• точность и координация движений,
• сила,
• ловкость.
• быстрота реакции,
• гибкость,
• совершенствуется вестибулярный аппарат,
• воспитывается чувство равновесия,
• смелость,
• решительность.
Существенным является и то, что для данной методики не требуется сложного и дорогостоящего оборудования.
Актуальность проблемы внедрения перспективных методик использования различных традиционных и нетрадиционных средств физического воспитания с целью укрепления здоровья и повышения функциональных возможностей организма школьников, отмечают многие учё ные: В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, В. И. Лях, А. П. Матвеев, В. И. Столяров.
В связи с этим новый этап реформы системы образования предусматривает приоритетность следующих задач:
*сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятий ценности здоровья и здорового образа жизни;
*приобщение подрастающего поколения к активным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;
*максимально полное и эффективное использование гуманистического, социально – культурного потенциала физкультурно – спортивной деятельности.
Проблемы и трудности в решении этих основных задач системы образования многие учёные связывают с существенными недостатками в организации физкультурно – спортивной работы, в частности с такими, как односторонняя ориентация на формирование у занимающихся физических качеств, двигательных умений и навыков, отсутствие должного внимания к формированию внутренней потребности в физическом совершенствовании, полных и глубоких знаний об организме, физическом состоянии человека, эффективных средствах воздействия на него, методике их применения, о ценности и значимости физкультурно – спортивной деятельности. Следует заметить, что практически во всех странах идёт интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно – спортивной работы со школьниками.
По мнению Е. А. Бондаревского, А. В. Кадетовой повышение физической подготовленности и улучшение на этой основе здоровья детей и подростков возможно только путём интенсификации и оптимизации занятий физическими упражнениями, внедрения новых эффективных программ по физической культуре, учитывающих интересы, потребности и возрастные особенности обучающихся.
Педагогами с целью развития двигательных качеств, освоения и совершенствования двигательных навыков используются самые разнообразные традиционные и нетрадиционные средства; обширный теоретический и практический материал, нестандартное оборудование, разрабатываются карточки домашних заданий.
Поэтому в работе педагога всё большее значение приобретают средства и методы, которые могут улучшить процесс обучения, сделать урок результативным и интересным.
Наши наблюдения за уроками проводимые в школе позволили нам увидеть повышенный интерес детей к посещению уроков, на которых использовалось нестандартное оборудование.
Дети, временно освобождённые от уроков физической культурой, по согласованию учителя и обеспечением индивидуального подхода выполняли доступные им задания с использованием нестандартного оборудования.
Нами также был проведён анкетный опрос обучающихся на уроках, у которых широко применялось нестандартное оборудование. В анкете предлагались такие вопросы, как:
- уроки на которых применяется нестандартное оборудование посещаю с большим интересом;
- больше интерес представляет нестандартное оборудование изготовленное самими обучающимися, таких ответов оказалось – 65%) среди вариантов ответов были: приобретённое в магазине; изготовленное учителями технологии и изготовленное самими обучающимися.
Для отслеживания результативности применения нестандартного оборудования мы провели сравнительный анализ результатов тестирования подготовленности обучающихся по каждой конкретной группе физических упражнений.
Доступные и интересные упражнения на уроке физической культуры позволяют выполнять объем работы на стабильном фоне положительных эмоций. У обучающихся растет интерес к предмету, а развитие физических качеств происходит гораздо быстрее и успешнее.
Результаты эксперимента показали, что изучение особенностей проведения урока с использованием нестандартного оборудования выявило, что
• у обучающихся улучшается физическая подготовленность;
• увеличивается моторная плотность урока;
• поддерживается интерес обучающихся к занятиям физической культуры;
• повышается эмоциональный фон урока;
• повышается мотивация обучающихся к уроку физической культуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование нестандартного оборудования повышает интерес обучающихся и эффективность к урокам физической культуры.
Результаты указывают на необходимость применения нестандартного оборудования на уроках физической культуры с целью улучшения физической подготовленности и повышения интереса обучающихся к урокам физической культуры.
Нестандартное оборудование, изготовленное руками обучающихся в условиях школьных мастерских, представляет больший интерес, обучающиеся бережно относятся к их сохранности и с интересом посещают уроки физической культуры.
Для повышения качества обучения использовались следующие нестандартное оборудование :
• параллельная и поперечная сетка для увеличения плотности урока и разделения зала на четыре площадки;
• короб – подставка для мячей, так же используется в эстафетах;
• эстафетная фишка для челночного бега, эстафет;
• мяч на растяжках для отработки нападающего удара;
• хлопушка для подачи команды низкого старта, для развития внимания и для проведения эстафет и соревнований;
• ловушка для развития физических качеств – меткость, проведения подвижных игр и эстафет;
• стойки для прыжков в длину с места;
• туннель для проведения эстафет