Лидия Стаценко
Мастер-класс для педагогов «Использование нейротренажёров в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема мастер-класса: «Использование нейротренажёров в работе с детьми дошкольного возраста».
Цель: Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейротренажёров, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование нейротренажёров в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
1. Познакомить участников мастер-класса по использованию нейротренажёров, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.
2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приёмов использования нейротренажёров в работе с детьми дошкольного возраста.
3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребёнком.
Оборудование: нейротренажёры (8 шт., смайлы для рефлексии (по количеству участников).
Ход мастер-класса:
1. Приветствие.
«Здравствуйте!».
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Я очень надеюсь, что мой мастер - класс по теме «Использование нейротренажёров в работе с детьми дошкольного возраста» даст вам интересную информацию и будет полезен в вашей работе.
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
В рамках мастер-класса, я хочу поделиться своим опытом использования одной из инновационных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. И это нейротренажеры, которые являются одним из наиболее эффективных методов развития межполушарных связей.
Мы узнаем о том, как быстро и легко запустить в работу сенсорную систему, которая активизирует работу головного мозга, узнаем о том, что движения, любые: руками, глазами, быстро активизируют работу ЦНС. А также, я вам покажу, как легко и быстро научить ребёнка пользоваться нейротренажерами. Но и педагогам важно узнать, на сколько они могут помочь расслабиться или наоборот, повысить концентрацию внимания, увеличить объём памяти детей. Но и в принципе, использование нейродосок – это очень увлекательное занятие.
2. Актуальность.
«Речь».
Речь, являясь высшей психической функцией, инструментом мышления и основным средством общения, она тесно связана с другими психическими функциями. От сформированности речевых функций дошкольника зависит его готовность и последующая успешность обучения в школе.
«Нарушения».
В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Даже ОНР в чистом виде встречается не так часто. К нам в ДОУ попадают дети с органикой, которым неврологи ставят диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция, СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности, ЗПР, УО, ТНР и т. д.
У данной категории детей, наряду с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью.
Этим детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции. Так как их внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть. Отсюда в дальнейшем страдают навыки чтения. Ребёнок постоянно перепрыгивает с одной буквы на другую, читает то слева направо, то справа налево.
В итоге эти дети приходят в школу, и не могут освоить чтение и письмо. Чтобы количество школьников с перечисленными проблемами сократилось (а их число неуклонно растёт) необходимо решить все эти проблемы в дошкольном возрасте.
Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейротехнологий.
3. Принцип методики:
Нейродоски.
Что из себя представляют нейродоски? Как вы думаете? Нейродоски представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки. Узоры встречаются разные: от простых кругов до лабиринтов; чем больше углов в узоре, тем сложнее считается упражнение.
Начнем мы с самых простых тренажеров, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие.
Для чего нам нужно это взаимодействие? Как вы думаете? Элементарный пример. Что такое речь? Когда мы показываем любой предмет ребёнку, например, карандаш, его правое полушарие видит картинку, импульс идёт в левое полушарие, из словарного запаса берётся слово, по межполушарному взаимодействию «бежит» в правое и ребёнок выдаёт слово «карандаш». И то насколько много у нас связей между полушариями, и насколько активна связь между полушариями, мы можем понимать, на сколько мозг может выдать нам обратную связь.
Уважаемые коллеги, покажу Вам принцип работы. Ведь, прежде, чем вводить новый метод в практику, его нужно апробировать и лучше на себе. Так мы сможем почувствовать то, что чувствуют и ощущают дети, работая по данной методике.
А сейчас Вы попробуете поработать самостоятельно.
Самая простая доска – это круги и квадраты. Как ей пользоваться. У доски есть бегунки. Когда ребёнок двигает одновременно бегунки, у него работают обе руки. Это работают оба полушария одновременно. Помимо работы полушария, работает такой орган, как мозолистое тело, которое помогает обрабатывать всю информацию и что самое важное, работают пальцы рук, а именно три пальца или как говорят «щепоть».
Для чего мы держим тремя пальцами, во-первых, это позволяет красиво писать, а во-вторых, это красивая, правильная речь, это активизация речевых центров. Поэтому важно, чтобы ребёнок учился держать ручку или карандаш тремя пальцами, и точно также работал на нейродоске.
Затем, когда ребёнок уже может работать тремя пальцами, мы переходим на движение одним пальцем (показ).
Что касается круга, это легко. Далее идёт квадрат, - это понимание ориентировки: вверх, вниз, вправо, влево.
Если ребёнок не произносит какие-либо звуки или у него слабый артикуляционный аппарат, мы тоже можем его запускать с помощью нейродоски. Когда ребёнок ведёт бегунками по тренажёру, мы произносим какой-либо звук, например: д-д-д-д, р-р-р-р, ш-ш-ш-ш и т. д. Любые звуки, особенно, если ребёнок занимается с логопедом.
Далее, если у ребёнка сформировался навык, мы начинаем этот навык усложнять. Например, мы завязываем глаза ребёнку или просим закрыть глаза и одновременно вести по доске и проговаривать, либо чистоговорку, скороговорку или стихотворение.
Как мы уже сказали, круг и квадрат – это простые, синхронные тренажеры. Далее в работе используем асинхронные тренажеры (лабиринты) (показ).
Также есть такой чудесный тренажер-балансир. Когда мы ставим шарик, мы начинаем его балансировать от себя к себе, от себя к себе и шарик начинает медленно катиться.
Данный тренажер, во-первых, позволяет активизировать вестибулярный аппарат. Во-вторых, когда шарик балансирует по доске, ребёнок начинает перемещать взгляд из правой части в левую начинает активизироваться работа межполушарного взаимодействия (показ).
Уважаемые коллеги! Расскажите о Ваших ощущениях после работы с нейродосками? Мы хотим обратить Ваше внимание на экран и послушать, что говорят дети о работе с досками.
4. Вывод:
Уважаемые коллеги! Мой опыт использования нейротренажеров в работе с детьми с нарушениями речи показывает хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных нейропсихологических нейродосок - является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу.
5. Рефлексия мастер-класса.
У вас на столе смайлики, с пальцем вверх и с пальцем вниз. Прошу вас показать смайлик, если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите смайлик с пальцев вверх. А если это всё вас совсем не тронуло – покажите смайлик с пальцем вниз.
Спасибо за участие!
Творческих всем успехов!