Елена Рызванова
Использование мультимедийных технологий, как инновационный подход в создании предметной музыкально-развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на тему: «Использование мультимедийных технологий, как инновационный подход в создании предметной музыкально-развивающей среды в ДОУ».
В рамках участия по Всероссийской научно-практической конференции
«Проблемы и стратегии развития дошкольного воспитания в 2018году»
Направление: Создание благоприятной развивающей среды в работе с дошкольниками»
Публикация «Использование мультимедийных технологий, как инновационный подход в создании предметной музыкально-развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Подготовил: музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №70» г. о. Самара
Рызванова Е. В.
Слайд 1. Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в настоящее время уделяется большое внимание. Показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, его эмоциональное состояние, а также уровень воспитанности напрямую зависят от того, насколько ребенку комфортно, правильно ли организованна музыкальная предметно—пространственная среда как в музыкальном зале, так и в групповом музыкальном уголке.
Для развития желания участвовать в самостоятельной музыкальной деятельности для детей огромное значение имеют оборудование, пособия, которые дети могут успешно использовать.
Содержание музыкальной развивающей среды дошкольников должно быть направлено на ведущий вид их деятельности, она должна соответствовать возрасту детей, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, думать, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации, творить.
Слайд 2. Критерии качества музыкальной среды :
•восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
•воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;
•пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности : к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т. п. ;
•пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах : восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
•музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.
Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор).
Слайд 3. Помимо музыкального зала, в группах тоже должны присутствовать музыкальные уголки. Создавая развивающую среду в группе, следует уделять большое внимание эстетике уголка.
Очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка.
При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение. (эта зона должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами.)
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей. (для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность.)
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
Важным элементом развивающей музыкальной среды является наличие танцевально-игровой атрибутики: различных по цвету и размеру ленточек, султанчиков, платочков и шарфиков, искусственных цветов, веночков, листиков, веточек и корзиночек и др. Слушая музыку, импровизируя музыкально-ритмические движения, дети должны иметь возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные средства предмета.
Дошкольное образование на этапе современного развития подталкивает музыкальных руководителей на поиски новых занимательных форм и инновационных подходов в создании предметно-развивающей среды, основной целью которых стало формирование музыкально-развивающей среды, способствующей всестороннему развитию современных детей. Сейчас наши дети стали очень развиты благодаря технологиям, которые их окружают, поэтому педагог, должен стараться идти так сказать в ногу со своими воспитанниками, поэтому я стараюсь заинтересовать деток чем-то новым. Как на праздниках, так и на музыкальных занятиях используется мультимедийная техника.
Слайд 4. Компьютерные технологии расширяют сферу воздействия музыки на ребенка. Так на празднике посвящённому Дню матери была показана трогательная презентация на тему «Мамочка моя» с фотографиями мам и детей. На празднике День Победы с помощью интерактивной доски дети смогли увидеть хронику военных лет, окунуться в то время.
Слайд 5. Так же для знакомства детей с различными сферами музыки подготовлены видео презентации по темам: «Три кита музыки», «Мир звуков», «Звуки музыкальных инструментов», «Что такое музыка», «Про голос». Кроме этого с помощью мультимедийных технологий проводятся музыкально- дидактические игры.
Слайд 6. Например, игра «Музыкальная угадайка». На экране под знаком вопроса звучит произведение, исполняемое тем или иным инструментом, задача детей угадать, какой инструмент исполняет произведение, после этого правильный ответ появляется на экране. Еще одна игра «Угадай и спой». На экране появляются картинки, соответствующие словам песни. Ребёнок должен угадать песню и исполнить её. Например: пирожки, мамочка - «Я пеку, пеку.». Эти дидактические игры очень нравятся детям и закрепляет ранее разученные песни и знания о уже известных инструментах.
Слайд 7, 8. Так же пользуется большим успехом у детей дидактические игры по игре на музыкальных инструментах, в которых мультипликационные герои показывают, как играть, когда вступить и знакомят с ритмом.
Слайд 9. В своей работе стараюсь знакомить детей с оркестровой музыкой, для этого мне очень нравиться использовать мультфильм «Петя и Волк» на одноименное произведение С. Прокофьева. В этом видео каждый персонаж показан определенным инструментом и мотивом, детям очень нравятся такие формы работы. Это ново и интересно.
Использование мультимедийных технологий имеет ряд преимуществ: в процессе слушания музыки можно показывать репродукции картин, соответствующих теме, характеру и настроению музыкального произведения; демонстрация портретов композиторов; показ презентаций по темам занятий; оформление зала к празднику и т. д
Конечно же мы не ограничиваемся одними мультимедийными технологиями.
Слушая музыкальные произведения, я часто использую игру «Фантазеры». Дети прослушивают отрывок произведения, я задаю им наводящие вопросы, они рассказывают, что они представляли, слушая музыку, придумывают название, а затем узнают, как эта композиция называется и кто её автор. Иногда дети получают задание воспроизвести на листе бумаги, то что они услышали в виде рисунка. Игра развивает творческое мышление, воспитывает любовь и интерес к музыке, расширяет кругозор, учит выражать разнообразную гамму чувств, настроений. Так же не стоит пренебрегать наглядными пособиями. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладо высотный слух, чувство ритма.
Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкальных уголках, вносить новое оборудование.
Я считаю необходимым использовать в работе музыкального руководителя, новые формы развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальные средства обучения детей, которые способствуют формированию гармоничной личности.
Своё выступление хочется закончить словами Владимира Сухомлинского:
Слайд 10. «Музыкальное воспитание – это, прежде всего, не воспитание музыканта, а воспитание человека».