МААМ-картинки

Использование мнемотаблиц на уроках по обучению грамоте детей младшего школьного возраста

Наталья Николаевна Зеленюк
Использование мнемотаблиц на уроках по обучению грамоте детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Основной идеей моего педагогического опыта является использование приемов мнемотехники для развития речи детей младшего школьного возраста в рамках внедрения ФГОС.

Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки развития личности ребенка и мыслительной деятельности. Связность речи – это связность мыслей, где отражается логика мышления ребенка.

Публикация «Использование мнемотаблиц на уроках по обучению грамоте детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

В процессе планирования и реализации работы с обучающимися в рамках речевого развития с использованием мнемотехнических приемов решаются следующие проблемы:

-поиск и апробация эффективности приемов развития речи,

-совместная работа педагога и учеников по отбору конкретных техник запоминания,

-развитие всех психических и познавательных процессов (речи, памяти, воображения, мышления,

-развитие произвольного внимания,

-формирование логического мышления.

Содержание опыта работы по теме: «Мнемотехника в развитии связной речи младших школьников» поможет преодолеть вышеназванные противоречия.

Приемы мнемотехники были использованы во всех видах деятельности учебно-воспитательного процесса, основываясь на интересах детей. Самое ценное – это самостоятельно придуманные детьми символы. Таким образом, мнемотехника повлияла не только на развитие памяти, речи, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Результатом обобщения опыта стала картотека мнемотаблиц сказок, рассказов, стихотворений, загадок, а также авторские разработки мнемотаблиц стихотворений совместно с детьми и авторских конспектов непосредственной образовательной деятельности.

Область применения опыта: по возрасту обучающихся, в соответствии с психо-физическими особенностями развития.

Целью данного опыта является:

Создание условий для успешного развития связной речи детей младшего школьного возраста через мнемотехнику.

Для достижения целей я поставила перед собой следующие задачи:

-изучить влияние мнемотехники на речевое развитие детей младшего школьного возраста;

-изучить методическую литературу по данной теме;

-изучить терминологию работы с использованием «Мнемоквадрата», «Мнемодорожки», «Мнемотаблиц»;

-создать картотеку мнемотаблиц для развития речи;

-способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения;

-способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы;

-способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

-содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

-способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

Взяв за основу мнение известных педагогов и методистов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему в работе по обучению детей связной речи использовались приемы мнемотехники.

Было организовано обследование, целью которого было выявление уровня развития связной речи обучающихся. Анализ результатов показал, что уровень развития связной речи обучающихся недостаточен.

Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса.

Для начала детей знакомила с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем усложняла задание, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

В результате реализации работы по развитию связной речи с использованием мнемотехник обучающиеся научились применять мнемотехнические приемы :

-в процессе ознакомления с окружающим миром;

-при заучивании стихов;

-при пересказах художественной литературы;

-при обучении составлению рассказов;

-при отгадывании и загадывании загадок;

-для обогащения словарного запаса;

-при воспитании культурно-гигиенических навыков;

Последовательность работы с мнемотаблицами :

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Разучивание стихотворений включает ряд этапов, которые могут сокращаться по мере усвоения школьниками действия заучивания стихотворений.

1. Сообщение педагога о предстоящем заучивании стихотворения, мотивация детей на выполнение данного задания.

2. Чтение стихотворения педагогом с использованием опорной схемы (в зависимости от этапа усвоения действия от 1 до 3 раз).

3. Вопросы к обучающимся по содержанию прочитанного стихотворения.

4. Повторное чтение педагогом стихотворения с опорой на схему.

5. Совместное чтение стихотворения педагогом и учениками, в процессе которого педагог начинает строку стихотворения, называя слова, обозначенные прямоугольниками, а дети договаривают слова, обозначенные предметными картинками.

6. Хоровое и индивидуальное чтение стихотворение с опорой на схему (используется как в первый день заучивания, так и в последующие дни для закрепления).

7. Самостоятельное чтение стихотворения обучающимися.

Составление рассказов о временах года

Провожу игру «Составление описательного рассказа по опорным картинкам»с использованием наглядно-игрового пособия «Круглый год».

Цель: дать детям представления об особенностях климатической зоны проживания, упражнять в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий связно, в логической последовательности, формировать представления о причинно-следственных связях и закономерностях в явлениях природы.

Педагог предлагает детям прослушать рассказ о сезоне, по ходу рассказа обращая их внимание на картинки-схемы. После прослушивания предлагает детям объяснить, что обозначает каждая картинка. После декодирования дети составляют рассказ по цепочке, самостоятельно.

Составление описательных рассказов о животных и предметах

С помощью мнемотехники обучаю детей составлять описательные рассказы по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». Детям предлагаются различные картинки с изображением животных. Используя схему, они составляют описательный рассказ о животном, изображённом на картинке.

Пересказ сказок

Педагог медленно читает сказку вслух и рисует мнемотаблицу (или использует уже готовую мнемотаблицу, постепенно в процессе чтения сказки открывая ее квадраты). Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В мнемотаблице схематично, но узнаваемо для детей изображаются персонажи сказки, явления природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что учитель посчитает нужным отразить. Потом несколько детей пересказывают сказку, используя мнемотаблицу.

Пересказ рассказа

В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются картинками-символами на мнемотаблице. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на картинах мнемотаблицы. Их последовательность служит планом рассказа. Педагог сначала сам составляет рассказ по мнемотаблице, дети слушают, запоминают, а потом повторяют рассказ.

Методика работы с мнемотаблицами при пересказе :

1. Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами.

2. Учить детей самостоятельно с помощью знаков-символов заполнять схему-модель мнемотаблицы.

3. Учить использовать мнемотаблицу как план пересказа.

4. Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее мнемотаблицу.

Рассказ о профессии

Подготовка детей к выбору ими своих будущих профессий – одна из основных задач образовательных учреждений. Для реализации этой цели мною было изготовлена мнемотаблица «Профессии», подобраны картинки с изображение представителей разных профессий, картинки с изображением орудий труда, наборы инструментов, дидактическое пособие «Одежда для профессий». Провожу дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Третий лишний», «Кто потерял этот предмет» и другие.

Загадывание и отгадывание загадок

В игре «Загадки и отгадки» дети соотносят речевое описание предмета с его графическим изображением – читаем загадки, дети рассматривают имеющиеся у них картинки-символы. Если среди них находится предмет, являющийся отгадкой, ребенок говорит «Это про…». При этом он объясняет, почему он так думает. Потом ребенок сам рисует картинку – схему загадки, а другие дети отгадывают ее. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

Для повышения педагогического мастерства участвовала в работе педсовета по развитию речи детей, где представила сообщение из опыта работы «Как я использую в своей работе инновационные технологии по развитию речи» сообщение к педсовету «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речимладших школьников». Был открытый показ урока по речевому развитию с использованием мнемотаблиц.

Диагностирование детей 1 дополнительного класса в конце учебного года показало положительную динамику развития речи детей.

Преимущественно у детей развиты коммуникативные навыки общения, повышена степень мотивации к обучению, увеличен круг знаний об окружающем мире. Лексический состав более обширен. Сформированы умения согласовывать определения и сказуемые с подлежащим в роде и числе. Дети умеют быстро найти и подобрать более меткие выражения, применяют в своей речи обобщающие слова, синонимы и антонимы; самостоятельно, без помощи педагога умеют пересказать текст, фантазируют свежие эпизоды сказок, придумывают свои, составляют описательные рассказы по картинам; регулируют и темп речи, и речевое дыхание, внимательно выслушивают на занятиях педагога, выполняют все предложенные задания.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

У детей расширились представления об окружающем мире;

-появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появился интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

-словарный запас вышел на более высокий уровень;

-дети научились преодолевать робость, застенчивость, свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к 1 классу, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Таким образом, опираясь на результаты работы по данному вопросу, с уверенностью можно сказать, что была проделана большая работа по развитию речи через использование мнемотехники с детьми младшего школьного возраста. Поставленная цель была достигнута.

И в заключении можно сделать следующие выводы:

Мнемотехника – это один из эффективных методов интегрированного обучения младших школьников. Основывается на интересах детей.

Использование мнемотехники во всех видах деятельности с обучающимися способствует повышению самооценки ребенка.

Он ощущает себя значимым в группе сверстников, радуется своим успехам.

Публикации по теме:

Дидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамотеДидактическая игра своими руками для детей старшего возраста по обучению грамоте Дидактическая игра для детей старшего возраста по обучению грамоте своими руками. Цель:развитие звукового анализа слов, фонематического.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование интерактивной доски на занятиях по обучению грамотеИспользование интерактивной доски на занятиях по обучению грамоте Мы живем в XXI веке, веке высоких информационных технологий. Это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование в работе по обучению грамоте приема «Живая азбука»Использование в работе по обучению грамоте приема «Живая азбука» Грамота - это умение читать и писать. Дети с такими умениями не рождаются, поэтому их необходимо развивать. Для этого существует специальный.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

План-конспект тренировки по начальному обучению базовым техникам спочан детей младшего и среднего школьного возрастаПлан-конспект тренировки по начальному обучению базовым техникам спочан детей младшего и среднего школьного возраста ВведениеСпочан – современный вид спорта, созданный в Японии в 70-х годах ХХ в. Он представляет собой фехтование на безопасных имитаторах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотаблиц на уроках по обучению грамоте детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 15 мая 2024 в 15:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотаблиц на уроках по обучению грамоте детей младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Зеленюк (УИ 3376283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД