Приложение МААМ

Использование методов и приёмов ТРИЗ в изобразительной деятельности дошкольников

Ольга Севостьянова
Использование методов и приёмов ТРИЗ в изобразительной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ для дошкольников – это система игр, занятий, призванная не изменить основную общеразвивающую программу, а максимально повысить ее эффективность. Сейчас уже никто не сомневается в том, что дает ТРИЗ детям. При серьезной теоретической подготовке воспитателей и систематической работе с детьми главные задачи ТРИЗ-педагогики выполняются. А задачи эти тесно перекликаются с современной концепцией формирования творческой личности. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не следует тут же давать ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам думает об этом. Пригласить его к рассуждению и наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Публикация «Использование методов и приёмов ТРИЗ в изобразительной деятельности дошкольников» размещена в разделах

Содержание педагогической технологии в МБДОУ «ЦРР-д/с №2 «Светлячок» базируется на основной общеразвивающей образовательной программе, вместе с тем предусматривается расширение и усложнение программных задач.

Изобразительная деятельность — это художественно-творческая деятельность. В творческом процессе дети раскрывают свои способности. Но использование традиционных способов рисования не позволяет в полной мере осуществить желаемый результат. На помощь приходят многочисленные техники нетрадиционного рисования. Их необычность позволяет детям быстро и с радостью достичь желаемого результата. Дети начинают верить в свои силы, в то, что они могут выразить свои представления в рисунке, самостоятельно решить творческую задачу. Нетрадиционные техники способствуют заинтересованности ребёнка, позволяют чувствовать себя раскованнее, смелее. Новые техники развивают воображение, дают свободу для самовыражения.

Многолетний опыт показывает, что использование нетрадиционных техник повышает творческий потенциал ребёнка в продуктивной деятельности. Но перед педагогом стоит ещё одна огромная задача — научить ребенка четко излагать свои мысли.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология как раз и позволяет обучать детей под девизом «Творчество во всём» В результате использования ТРИЗ-технологии у детей возрастает познавательная активность, интерес к теме занятия, расширяется кругозор, развивается способность фантазировать. Речь становится образной, логичной не только на занятии, но и в обыденной жизни. Развиваются такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, поисковая активность, воображение, стремление к познанию.

Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и планирования по ИЗО, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность.

Цель введения методов и приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей : воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изобразительной деятельности.

Основные задачи:

- воспитывать качества творческой личности;

- формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты: развитие воображения, оригинальность мышления,

- развивать способность ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умение рассуждать и делать выводы.

Методы развития творческого воображения:

Оживление – очеловечиваем природные объекты.

Например, в далёкой стране жил злой волшебник, который очень не любил людей. В одно далеко не прекрасное утро ему надоело слушать смех людей, он взял и превратил всех людей в деревья. У вас есть возможность расколдовать их, но с условием, если вы отгадаете, какого человека в какое дерево волшебник превратил. Дети рассматривают картинки с изображением деревьев и вносят предположения, какой человек в какое дерево был превращён. Дуб представляется богатырём. Рябина – модница, потому что наряжается в яркие бусы. Ёлку назвали Золушкой, потому что в жизни она простая, а на Новый год её наряжают, как принцессу.

Приём вживания в образ. «Если бы я был существом с другой планеты…». Не только словесно передать облик и характер персонажа, но и изобразить доступно для понимания других детей.

Злые персонажи становятся добрыми. «Баба-Яга приглашает в гости». Придумать и нарисовать Кощея Бессмертного, Лешего, Водяного и Бабу-Ягу добрыми.

Приём вхождения в картину. Что ты чувствуешь? Как себя ощущаешь? Что бы ты изменил?

Примеривание образа на кого-то: «Мама – сказочная героиня», «Папа-богатырь», «Люди-животные».

Моё настроение. Беспредметное рисование – цветом передаём своё настроение. Рисование эмоций

Игры на воображение:

1. «Волшебный карандаш» (работа в парах).

Цель: учить детей моделировать целостный образ из беспорядочных знаков. Развивать стремление к групповому взаимодействию.

Ход игры:

Дети совместно пытаются нарисовать какую-нибудь картину. Один из пары рисует (водит карандашом, а второй – говорит, куда карандаш вести. Правило: карандаш может двигаться только вверх, вниз, влево и вправо. Затем участники угадывают получившиеся изображения.

2. «Как видят мир животные».

Цель: учить детей смещать свою интеллектуальную позицию в соответствии с заданными условиями.

Ход игры:

Детям предлагается представить себя каким-нибудь животным и попытаться нарисовать мир глазами этого животного.

3. «Творец».

Цель: учить детей пользоваться неоформленным многозначным материалом в качестве элементов конструкции образа.

Ход игры:

Детям предлагается различный материал (сухие листья, мусор, блестки и пр., из которого им необходимо сделать картину, и презентовать ее на «выставке».

4. «Дорисовки».

Цель: учить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

Ход игры:

Детям предлагаются незавершенные фигуры, которые они должны дорисовать.

5. «Необычный портрет».

Цель: учить детей моделировать графическое изображение на конструктивном языке.

Ход игры:

Детям предлагаются пуговицы разного цвета и размера, из которых им предстоит выложить любой понравившийся образ.

6. «Волшебные линии».

Дети находят сходство линий с предметами и дорисовывают. Усложнение – из множества линий создать законченную композицию.

Один из путей развития воображения – использование нестандартных приемов рисования. Важно научить детей экспериментировать с различными материалами, обучить различной технике изображения с целью последующего применения в самостоятельной деятельности.

При организации работы по изобразительной деятельности необходимо следовать следующему правилу – дети должны иметь возможность выбора:

- изобразительного материала (цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангина, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал);

- материала, на котором будет нанесено изображение : бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка ПХВ, фольга – все различной формы и размеров.

Весь материал должен находиться в доступном для ребенка месте.

Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Чем только не рисуют дети – цветными мелками на асфальте, палочками по сырому песку, строят из снега и песка фигурки и создают прекрасные украшения из природных материалов.

Вывод: используя элементы ТРИЗ в изобразительной деятельности, ребёнок не просто воспроизводит то, что видит, но и по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Использование элементов ТРИЗ является основой развивающего обучения, у детей снимается чувство скованности, повышается самооценка, постепенно развивается логика мышления.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок»Фотоотчёт о творческой деятельности старших дошкольников по изобразительной деятельности «Украсим сапожок» Очередная прошедшая неделя в нашей группе проходила по лексической теме"Одежда. Головные уборы. Обувь"Предлагаю посмотреть небольшой фото.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?»Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?» «Кто что ест?» Мастер – класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ - Круги Луллия. Методы теории решения изобретательских.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование методов и приёмов ТРИЗ в изобразительной деятельности дошкольников
Опубликовано: 20 апреля 2022 в 22:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование методов и приёмов ТРИЗ в изобразительной деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Севостьянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД