Лебедева Владислава Александровна
Использование методики А. В. Белошистой «Математика вокруг тебя» в развитии математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2024/2025
учебный год
Тема: «Использование методики А. В. Белошистой «Математика
вокруг тебя» в развитии математических представлений у детей
среднего дошкольного возраста»
Отличительная особенность современной педагогики – ее устремленность в
будущее.
Современное образование выдвигает достаточно серьёзные требования к
Публикация «Использование методики А, В, Белошистой „Математика вокруг тебя“ в развитии математических представлений» размещена в разделах
использованию новых инновационных технологий в системе образования, в том числе и
естественно-математического направления развития дошкольников.
Актуальность:
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению
содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований
к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование
элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала
проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным
требованиям ФОП ДОО. Изучая и анализируя разные математические технологии, я
остановилась на методике А. В. Белошистой.
В возрасте 4 – 4 лет у детей продолжают активно формироваться понятия о
свойствах предметов (цвет, размер, свойства, назначения, складываются начальные
количественные и пространственные представления. Предлагаемая система занятий
способствует развитию пространственного мышления, формированию логических
приемов умственных действий и конструктивных умений в процессе организации
познавательной деятельности ребенка на математическом содержании. Игра-занятие для
дошкольников 4 – 5 лет строится в основном на действиях ребенка с разнообразными
предметами. В соответствии с требованиями развивающего обучения задания,
предлагаемые ребенку в процессе формирования элементарных математических
представлений, должны быть направлены на развитие зрительной и словесной памяти,
восприятия и воображения; на формирование концентрации и расширение объема
внимания; умения абстрагироваться; на формирование и развитие специальных умений
(сравнение, обобщение, классификация, синтез, анализ, абстрагирование,
систематизация).
Выполняя задания, ребенок учится выделять различные свойства объектов, замечать
и учитывать всевозможные варианты видения одной и той же вещи. Постепенно
приобретается навык выделения количественных соотношений между множествами и
количественных характеристик одного предмета. Доброжелательная оценка педагога,
тактичный анализ, совместная заинтересованная деятельность позволяет детям правильно
реагировать на неудачу и высказывать свое мнение.
Цель: ввести ребенка в специально организованные ситуации, которые образуют в
его восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое
содержание.
Задачи:
Создать предметно-развивающую среду для реализации продуктивной,
увлекательной, познавательной и творческой совместной деятельности педагога с детьми
в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Разработать и внедрить систему занятий и дидактических игр по формированию
элементарных математических представлений.
Повысить результативность процесса обучения посредством использования
материалов, которые способствуют не только формированию элементарных
математических представлений у воспитанников, но и развитию игровой и творческой
активности.
Содействовать проявлению самостоятельности и сотрудничества воспитанников во
время индивидуальной и подгрупповой работы.
Методы работы :
словесные, наглядные, практические, игровые.
Ожидаемый результат:
1. Ребенок познакомится с геометрическими понятиями и отношениями, а именно:
— получит представление о форме геометрических фигур; — научится различать
геометрические фигуры и тела (плоские и объемные); — сможет выполнять простые
задания на распознавание и сравнение геометрических фигур
— научится уверенно определять цвет и форму геометрических (и других) объектов;
— сможет конструировать из геометрических фигур; — улучшит свои возможности
ориентироваться в пространстве и на плоскости; — познакомится с понятиями «часть» и
«целое».
2. Подготовится к усвоению понятия «число» : — научится сравнивать предметы по
различным признакам.
3. Сформируется умение выделять отдельные предметы и группы предметов из множества
по заданным свойствам; слушать, понимать задание и действовать в соответствии с ним.
4. Приобретет опыт работы с величинами: — сможет сравнивать предметы по
величине: 1) по длине и массе на основе сенсорных и кинестетических ощущений
(прикладыванием, визуально, прикидкой на руке); 2) по площади и емкости (наложением и
экспериментально). Сможет сказать, почему эти признаки важны для объекта.
5. Научится ориентироваться в пространстве и на плоскости.
6. Усилит свои конструктивные умения, сможет уверенно: — конструировать тела и
фигуры из отдельных частей, из палочек и специальных наборов (мозаик).
Этапы работы:
№
этапа
Название Содержание Сроки
1. Теоретический 1. Изучение методической
литературы по данной проблеме
В течение года
1. Составление перспективного плана
работы с детьми
Сентябрь-2024г.
2. Подборка материалов и конспектов
по данной теме.
Сентябрь-2024г.
3. Насыщение копилки
мультимедийных презентаций и игр
по математическому развитию
Октябрь-2024г.
4. Папка-пережвижка «Развитие
математических способностей детей 4
– 5 лет с помощью дидактических игр
и игровых упражнений»
Ноябрь-2024
2. Практическое
решение
проблемы
5. Подборка и использование стихов, В течение учебного
загадок, игровых упражнений для
картотеки.
года
6. Консультация для родителей
«Развитие любознательности детей,
через дидактические игры»
Февраль-2025г.
7. Помощь родителей в подготовке
дидактических игр по математике.
В течение учебного
года
8. Открытое занятие «Играем в
математику»
Март-2025г.
9. Итоговое занятие по ФЭМП с
использованием игровых упражнений
Апрель-2025г.
3. Оценочный
этап
10. Отчет по теме самообразования. Май-2025г