Голубева Наталья Михайловна
Использование ментальных карт в образовательном процессе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование ментальных карт в образовательном процессе детского сада».
Слайд 2. Каждый ребёнок от рождения по своему талантлив, задача же педагогов –создать оптимальные условия для развития этих талантов, сделать окружающую ребёнка среду максимально разнообразной, обеспечив ему пищу для всех органов чувств.
В. М. Акименко
Хочу начать свое выступление со слов известного мыслителя Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Именно так я могу охарактеризовать метод «интеллектуальных карт».
Этот метод интересный, достаточно простой в использовании и идеальный для работы в детском саду.
Публикация «Использование ментальных карт в образовательном процессе детского сада» размещена в разделах
3 слайд. Для начала разберём, что такое ментальная карта?
Суть ментальной карты заключается в том, что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а слова-ассоциации, ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы.
Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.
Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Детям нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый. Поэтому знакомство ребенка с ментальными картами следует начинать, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.
4 слайд. Ментальные карты (от англ. слова MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, мыслительные, интеллектуальные карты. А также ментальные карты ещё по-другому называются: интеллект-картами, картами сознания, карта памяти, карта разума, карта ума, карта представлений, умственные карты — это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме.
Ментальные карты (майндмэппинг, интеллект-карта) — это удобная и эффективная техника мышления и альтэрнативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще.
Слайд 5. Ментальные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70 годы 20 века. Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришёл в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.
Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие — за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.
Слайд 6,7. Преимущество ментальных карт в том, что:
1. учит (выделять главное, обобщать, систематизировать);
2. развивает (память, мышление, воображение);
3. позволяет (получать знания, обобщать знания, проверять знания);
4. способствует (обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации);
5. их легко составить;
6. можно запомнить быстро и качественно много информации;
7. в готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику;
8. наглядность. Вся проблема, в её многогранном понимании отображается компактно;
9. привлекательность. Ментальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно;
10. запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в ментальной карте, легко запонимается;
11. информативность. Ментальная карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает;
креативность. Ментальная карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
12. инновационность. Ментальная карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Слайд 8. Мыслительные карты могут использоваться для:
1. изучения нового материала;
2. закрепление материала;
3. обобщение материала;
4. планирование деятельности;
5. подготовка проекта, презентации;
6. упорядочивания и систематизации информации;
7. конспектирование.
Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок.
Слайд 9. Цели создания ментальных карт.
Слайд 10. Общие требования к созданию ментальных карт:
1. для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
2. основная идея, проблема или слово располагается в центре.
3. для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
4. главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
5. над каждой линией — ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
6. разросшиеся ветви можно заключать в контуры, что бы они не смешивались с соседними ветвями.
Слайд 11. Алгоритм составления ментальных карт довольно прост:
Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся ментальной карты следует придерживаться следующих простых правил:
1. Располагать бумагу следует горизонтально, в этом случае вам будет удобнее писать и читать
2. Все надписи и изображения делаются цветными карандашами, маркерами. Каждая ветвь имеет свой цвет.
3. Рекомендуется использовать не менее 5 -9 цветов.
4. В центре листа обозначается общая тема актуальная на данный момент или тема недели (времена года, водоёмы, насекомые, домашние животные, цветы и. т. п)
5. От центрального рисунка отходят ветви, а с ними ветви второго и следующих порядков (линии-мысли).
Рисовать ментальную карту следует по часовой стрелке, начиная с верхнего правого угла.
6. Вдоль каждой ветви нужно писать только одно ключевое слово.
7. Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.
8. К каждому существительному подбираются слова-признаки, слова-ассоциации по теме.
9. Составляется карта.
10. Далее при приобретении новых знаний по теме дети могут самостоятельно вносить дополнения в карту.
Ментальные карты для дошкольников должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Стрелочками показываются связи между понятиями. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Слайд 12. Интеллект-карта – это один из инновационных методов познавательного развития ребенка.
Рассмотрим ментальную карту на тему «Весна».
Цель : систематизирование знаний детей о весне, весенних явлениях в природе, труде человека в природе, изменениях в жизни растений и животных.
В карте выделено несколько разделов, изображенных своим цветом:
1 ветвь (голубая): Что происходит с животными весной.
1. Птицы
• Возвращаются из теплых стран
• Вьют гнезда и высиживают яйца
• Появляются птенцы
2. Звери
• Просыпаются после спячки
• Меняют окрас
• Меняют тёплую шерсть (линька)
• Появляется потомство
3. Насекомые
• Появляются весной
2 ветвь (зелёная): Что происходит с растениями весной.
1. Появляется трава
2. Распускаются цветы
3. Деревья
• Набухают почки
• Появляются листочки
• Появляются серёжки
• Распускаются цветочки
3 ветвь (оранжевая): Весенние изменения в природе.
Солнце поднимается выше, начинает греть
• Тает снег
• Бегут ручьи
• Капель
• Половодье
• Проталины
• Ледоход
4 ветвь (красная): Труд в природе.
• Окапывание кустов
• Посадка растений
• Побелка деревьев
Рекомендации по применению ментальных карт:
• Задавайте больше вопросов;
• Обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;
• Беседуйте по карте;
• Составляйте рассказы;
• Добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;
• Экспериментируйте.
Я предлагаю вам попробовать создать интеллектуальные карты. Любая работа начинается с выбора темы. Разделимся на две подгруппы. Первая подгруппа создает ментальную карту на тему: «День рождения». Вторая подгруппа создает ментальную карту на тему: «Новогодний праздник».
Таким образом, метод ментальных карт в образовательной деятельности дошкольников является универсальным способом познания окружающего мира. Создание ментальных карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом занятии.
Ментальная карта «Признаки весны» (самая первая).
Ментальная карта строится по определённым правилам. В центре - основное понятие. В данном случае название времени года. Мы же его признаки изучаем. Наша модель немного специфичная. Есть главный и единственный признак, без которого остальные просто не появятся. Это активность солнца.
Солнышко начинает пригревать всё сильнее, обусловливая изменения сперва в неживой, а потом живой природе. Чтобы дети запомнили, что смена времён года обусловлена солнечной активностью, логическую связь обозначим стрелкой красного цвета. Происходящее под воздействием тепла отмечаем картинками. Для запоминания первых признаков весны дошкольниками этого достаточно.