Ирина Сафронова
Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для родителей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной организацией является: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». В связи с этим меняется позиция детского сада в работе с семьей, возникает необходимость активного включения родителей в жизнь ДОУ.
Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Одним из путей решения данного вопроса является: поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников.
В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций и уважительное отношение друг к другу.
Полноценное воспитание и развитие дошкольников происходит только при условии тесного сотрудничества и взаимодействия семьи и дошкольной организации.
Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлечении родителей к участию в различных формах совместной деятельности: физкультурных досугах и праздниках.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:
• родительские собрания,
• консультации,
• конкурсы,
• спортивные праздники,
• праздники здоровья,
• дни открытых дверей,
• папки-передвижки,
• беседы,
• личный пример педагогов,
• нетрадиционные формы работы с родителями,
• практические показы (практикумы)
• мастер- классы
Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является проведение мастер – классов. Эта форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, позволяет обмениваться эмоциями, знаниями, опытом. Считаю, что проведение мастер-классов является одной из активных форм взаимодействия с родителями в вопросах здоровья сбережения детей.
Что же такое мастер- класс?
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения.
Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний родителями происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются педагогом, причём такими характерными приёмами, какие присуще только ему (так называемыми «изюминками»). При организации мастер-класса в ДОУ нужно руководствоваться формулой: «Как? Для чего? Чему научат?».
Мастер-класс – занятие практической направленности по специально подобранной теме, проводимое квалифицированным специалистом (воспитателем) с целью приобретения, углубления и расширения определенных знаний и умений родителей.
Форма проведения мастер-класса зависит от целевой аудитории и конкретной поставленной задачи (обучение определенным технологическим или педагогическим приемам).
Мастер-класс близок к открытому уроку, он подразумевает активное участие в той или иной форме присутствующей на нём взрослой аудитории.
Выделяется три основные типа педагогических мастер-классов:
1. Презентация педагогического опыта: кратко характеризуется основные идеи презентуемой воспитательной или образовательной технологии, демонстрируется наглядный пример работы с детьми; обсуждаются с родительской аудиторией проблемы в воспитании детей.
2. Имитационная игра: педагог проводит занятие с родителями, которые изображают детей; в этом случае они одновременно играют две роли: дошкольников и взрослых, присутствующих на мероприятии.
3. Моделирование: участники-родители выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели взаимодействия с детьми, по предложенной воспитателем схеме; педагог, проводящий мастер-класс, выполняет роль консультанта, он только организует самостоятельную деятельность родительской аудитории, а затем участвует в обсуждении предложенных родителями моделей, созданных в ходе встречи (этот вариант наиболее близок к классическому мастер-классу).
К достоинствам мастер-класса относят:
• высокую мотивацию участников, находящихся под обаянием личности специалиста;
• практическую отработку умений по организации взаимодействия с детьми в домашних условиях;
• возможность индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса
Основные цели мастер-классов для родителей:
• повышение уровня педагогической культуры родителей;
• достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства;
• изучить положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка;
• довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви;
• расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений;
• пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний;
• совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширять сферу их совместной деятельности.
Ожидаемые результаты от проведения мастер-классов:
• включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада;
• повышение уровня педагогической культуры родителей;
• объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах воспитания и развития детей в условиях детского сада;
«Мастер-классы для родителей» – одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.
Традиционно в нашем детском саду я провожу мастер- классы для родителей по проблемам плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста.
Проблема плоскостопия у детей всегда была насущной и актуальной. Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, постоянно возрастает число нуждающихся в коррекционных группах для занятия физкультурой, часто болеющих детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием. Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Стопа является опорой фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.
Мастер классы проводятся в разных формах:
• Лекция.
• Практическое занятие.
• Интегрированное занятие (лекционно-практическое).
Мастер-класс может быть проведен:
• с группой детей для родителей;
• для родителей;
• для родителей и детей
Проведение мастер- классов и участие в них родителей показало нам, что стало реальностью готовность родителей к конструктивым, партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОУ, осознанное отношение к многообразию своих функций в семье. Сотрудничество с семьей помогает родителям в деле воспитания ребенка, в повышении собственной компетенции, способствует созданию эмоционального благополучия ребенка., позволяет сформировать у дошкольника сознательное отношение к собственному здоровью.