Ирина Мирошниченко
«Использование лепки в образовательной деятельности для всестороннего обучения и развития детей с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Чем же так хороша лепка? Почему именно ее часто выбирают при работе с различными психическими расстройствами?
Во-первых, пластилин – это материал очень восприимчивый к чувствам ребенка. Постепенно разминая кусочек пластилина, по рукам расходится приятное тепло, и очень заметно как дети расслабляются и обретают ощущение комфорта.
Во-вторых, лепка- универсальный способ взаимодействия со своим внутренним миром.
Публикация «„Использование лепки в образовательной деятельности для всестороннего обучения и развития детей с РАС“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Лепка. Все материалы по лепке
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для многих детей с РАС лепка является любимым занятием, поскольку вызывает приятные сенсорные ощущения. Дети любят мять, рвать пластилин, размазывать его по поверхности и рукам, катать шарики. Лепка как деятельность дает возможность педагогу не только наладить контакт с ребенком, но и сформировать базовые умения и навыки, необходимые для дальнейшего его обучения : умение работать за столом, выполнять задания по образцу, подражать и т. д.
Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста с РАС. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев, развивается мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. Специалистами уже давно доказано, что развитие детей находится «на кончике его пальцев». Как говорил И. Кант «Рука – это вышедший наружу мозг человека». А лепка в данном случае – это и массаж, и развитие пальцев рук, что на прямую связано с развитием речи ребенка и его творческих способностей. К тому же лепка благотворна влияет на нервную систему в целом.
Работая с детьми с РАС, я поняла, что лепка из пластилина позволяет реализовать и развить не только творческие способности детей, но и имеет большое значение для всестороннего развития ребенка - воспитывает терпение, усидчивость, умение наблюдать, выделять главное, расширяет кругозор, способствует развитию фантазии, воображению, пространственного мышления, понятие о цвете, форме, размере предмета, об окружающем нас мире, математические способности.
Использование лепки на занятиях :
1. Формирует мотивацию к совместной деятельности со взрослым. (т. е. для привлечения ребенка к совместной деятельности педагог использует различные действия, опираясь на интересы ребенка и уровень его развития. Кому-то из детей больше нравится мять пластилин, кто-то любит придавать ему форму);
2. Развивает социальное взаимодействие. (В своей работе педагог стремится к тому, чтобы фрагментарное включение ребенка переросло в устойчивую совместную деятельность. Если ребенок готов активно обращать внимание на взрослого, участвовать в совместной деятельности, можно перейти к лепке объемных фигурок. Опыт показал, что с большим интересом дети включаются в лепку и лепят фигурки животных, птиц, овощи, фрукты, игрушки, посуду и др. При этом стоит отметить больший интерес к объемным фигурам по сравнению с плоскостными);
3. Дает возможности для сенсомоторного развития, развития зрительно-моторной координации (Во время работы над объемными объектами, дети с помощью различных анализаторов изучают сразу несколько их характерных особенностей, уточняя определенные детали, осмысливая основные качества, ведь их не только можно увидеть, но и ощутить тактильно, что закрепляет эффект верного восприятия);
4. Формирует стереотип учебного поведения на основе интереса ребенка к лепке;
5. Развивает познавательную и продуктивную деятельность;
6. Развивает творческое мышление и творческую активность, воображение;
7. Развивает речь ребенка.
Применяемые в работе манипуляции и действия с пластилином зависят от развития у ребенка способности взаимодействовать.
Этапы работы педагога с ребенком с РАС на основе занятий лепкой :
1. Установление эмоционального контакта. Педагог может начать общение, основываясь на повышенном интересе ребенка к этому занятию.
2. Наблюдение. Сначала ребенок просто смотрит за тем, как лепит взрослый. При этом, если может, ребенок принимает минимальное участие, выбирая тему для лепки, пластилин. И наоборот: педагог может только наблюдать за манипуляциями ребенка с пластилином.
3. Включение. Педагог постепенно предлагает ребенку все больше участвовать в лепке, присоединяясь к его работе: разминать пластилин, скатывать отдельные детали, прикреплять их к фигурке. Ребенок постепенно начинает вовлекаться в совместную деятельность.
4. Расширение словарного запаса. Ребенок получает представление о новых понятиях, актуализируется его словарный запас. Лепка какого-либо предмета начинается с рассматривания самого предмета, его фотографии или рисунка. При помощи педагога ребенок выделяет основные части предмета. Одновременно обсуждаются или озвучиваются цвет, форма частей предмета. При этом актуализируется имеющийся у ребенка словарный запас, и ребенок узнает новые понятия.
5. Формирование умения выполнять инструкции. Многим детям с аутистическими расстройствами легче вступать в диалог не напрямую с собеседником, а опосредованно через, например, куклу. Все инструкции идут как бы через схематический рисунок, куклу. А так как дети с РАС имеют склонность к схематизации, то подобный вид взаимодействия не вызывает у них сопротивления. Не взрослый, а рисунок или кукла «говорит», что нужно слепить и в какой последовательности.
6. Развитие связной речи. Когда ребенок с удовольствием включается в деятельность со взрослым и не проявляет признаков негативизма, можно переходить к лепке предметов, входящих в изучаемые лексические темы. При достаточном развитии фразовой речи можно составлять с ребенком предложения на тему вылепленной фигурки.
7. Развитие мелкой моторики ребенка. Начинать лепку предметов и фигурок лучше с крупных частей, постепенно переходя к мелким.
8. Развитие у ребенка умения играть. После выполнения работы обязательным условием является простейшая драматизация с участием вылепленной фигурки или предмета: можно «покормить» животное, слепив для него любимую еду, «налить» в вылепленную чашку воды и напоить куклу и «подвести» ее к животному.
После занятия поделки из пластилина демонстрируются маме, папе, приносятся домой, где им отводится почетное место. То есть родные различными способами стараются показать ребенку, что плоды труда ребенка для семьи имеют большое значение. Тем самым ребенок получает положительную обратную связь, и у него появляется желание повторить эту деятельность снова.