Смёткина Виктория
Использование Лего-технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти и информации. К компонентам устной речи относится: словарь детей, формирование грамматического строя речи, развитие и совершенствование звуковой культуры речи (в нее входит развитие фонематического слуха, развитие связной речи.
Для развития речи у детей дошкольного возраста педагогами используются различные методы, приёмы, технологии. А так как существует многоаспектный характер нарушения речевой деятельности у детей с ОНР, то реализация ФГОС требует постоянных изменений форм и методов коррекционной работы. И самое главное, одной из задач нашего детского сада в рамках годового плана работы является формирование предпосылок инженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей. Это и обусловило мой выбор ЛЕГО-технологии в своей работе.
Публикация «Использование Лего-технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками» размещена в разделах
ЛЕГО - технология одна из современных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития детей. Эта технология объединяет элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует мыслительно-речевую и познавательную деятельность детей дошкольного возраста, причем этот конструктор побуждает работать в равной степени голову и руки детей. А, как известно, тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.
Применение ЛЕГО-технологии в рамках коррекционной направленности способствует:
• развитию лексико-грамматических категорий, определенных лексических тем;
• формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а также образование сложных слов);
• формированию и развитию правильного длительного выдоха;
• автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры;
• овладению звуко-буквенным анализом слов;
• развитию сенсорных представлений;
• формированию пространственной ориентации;
• развитию и совершенствование высших психических функций;
• тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
В силу своей универсальности ЛЕГО для меня является наиболее предпочтительным и подручным развивающим материалом. Я применяю дидактические упражнения с использованием ЛЕГО-элементов на занятиях по подготовке к обучению грамоте и коррекции звукопроизношения. В ходе занятий я наблюдаю повышение коммуникативной активности каждого ребёнка. Формируя умение работать в паре, в группе, отмечаю положительную динамику взаимодействия друг с другом. Повысилась мотивация к обучению. На начальном этапе автоматизации (когда звук поставлен, используя ЛЕГО, можно несколько скрасить монотонность попыток проговаривания звука. Я предлагаю ребенку построить башню (машину, гараж для машины и др.). Но обговариваю одно условие: каждая деталь «заводиться» звуком [р]. Аналогичные упражнения со змейкой – звук [ш], с самолетом – [л], жуком – [ж] и т. д. На этапе автоматизации звуков в словах, предлагаю придумать слова на заданный звук с построением башни из ЛЕГО. Выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова.
Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», использую ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета – гласные звуки, синего – согласные твердые, зеленые – согласные мягкие. Работая с анализом и синтезом слогов, использую кирпичики выше указанных цветов. Можно использовать человечков синего, красного и зеленого цветов.
На уровне звука ЛЕГО-технология используется для отработки навыка звукового анализа: определить место звука в слове. Для этого применяем детали ЛЕГО-конструктора желтого цвета (слово) и ЛЕГО-фишки (короткие, маленькие детали конструктора) красного, синего и зеленого цветов (соответственно гласный звук, согласный твердый и согласный мягкий звук). Берем ЛЕГО - деталь желтого цвета (слово) и крепим нашу фишку на начало, середину или конец желтой детали (слова).
Работа по развитию речи с применением ЛЕГО - технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.
Я считаю ЛЕГО-технологию эффективным средством развития речи из современных методов обучения дошкольников. Эта технология помогла и помогает сделать наше с детьми общение не только интересным, ярким, динамичным, но и повысить результативность работы по коррекции речевой сферы дошкольников с ОНР.
Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.