УМА ДЖАФАРОВА
Использование квест-технологии в образовательном процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.
Современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей.
Квест–технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра - ведущий вид детской деятельности.
Публикация «Использование квест-технологии в образовательном процессе ДОО» размещена в разделах
Квест-технология реализуется в форме образовательных квестов.
Образовательный квест - это интерактивная игровая форма организации поисковой и проектной деятельности детей и родителей по достижению образовательной цели через поэтапное решение проблемных заданий.
Слово «квест» - переводится с английского языка как «поиск».
В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий.
В процессе образовательного квеста, дошкольник учится:
формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения,
самостоятельно принимать продуманные решения.
Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты, так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры предполагает использование сложных декораций, музыкального сопровождения, а также привлечение аниматоров. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации праздника ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
В работе с детьми мы часто используем квесты в которых реализуем проектную и игровую деятельность, знакомим с новой информацией, закрепляем ранее полученные знания. С помощью квеста дети учатся общаться и принимать решения сообща, дети становятся более сплоченными и дружными, самостоятельными, активными и учатся проявлять инициативу.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
Детские игры-квесты — эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью.
В своей работе мы часто используем именно игры – квесты с театрализацией. Составляется сюжет с участием любимых детьми сказочных и мультипликационных героев. Дети подготовительной группы с удовольствием помогают в создании декораций и костюмов. Нередко выполняют роль одного из персонажа. Дети принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов. Большим успехом у детей пользуются спортивные квесты на свежем воздухе. Дух командного соревнования создает особую атмосферу способную сплотить ребят, дает возможность каждому ребенку проявить самостоятельность, инициативность.
Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:
все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);
задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;
в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут; задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Воспитанники МБДОУ д/с №16 с большим удовольствием принимают участие в различных квестах.
Для детей второй младшей группы предлагаются игры на основе сказочного сюжета. Например, дети очень любят сценарий квеста на основе сказки «Колобок». Чаще всего в квесте персонаж приходит в гости и просит о помощи - он жалеет о том, что ушел от дедушки и бабушки, хочет вернуться, но не может найти дороги и его на каждом шагу ждут «зубастые» опасности. Дети с удовольствием отправляются в путешествие, в котором помогая колобку выполняют как спортивные так и интеллектуальные задания.
Для детей средней и старшей группы предлагаем персонажей из мультфильмов - желанный их взору и сердцу персонаж не только оставит незабываемые впечатления, но и повысит образовательный процесс.
Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи.
Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей.
Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными : загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; игры с песком; лабиринты; спортивные эстафеты.
Главное - чтобы было весело, познавательно и запомнилось надолго!
Список литературы:
1. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99".
2. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7