Татьяна Толстова
Использование Кругов Луллия с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование Кругов Луллия с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер - класса : Формировать представление педагогов об использовании методики «Круги Луллия» (технология ТРИЗ).
Задачи мастер - класса :
1. Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Организовать групповую работу коллег с приёмами и видами работ по ознакомлению с кругами Луллия.
Публикация «Использование Кругов Луллия с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
3. Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования. Подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Сегодня я хочу поделится с вами моей педагогической находкой это использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.
Основоположником этого метода является Раймунд Луллий —французский монах, богослов, философ и алхимик 13 века. Создал логическую машину виде шести бумажных кругов нанизанных на стержень виде пирамидки. Лулий считал что его вертушка охватывала все знания которые можно вместить в наш разум.
Цель использования пособия это формирование представлений дошкольников об окружающем мире, развитие творческого мышления и воображения, на формирование элементарных математических и экологических представлений и обогащение словарного запаса.
Пособие позволяет решать задачи, развивать познавательную активность, сенсорное развитие, восприятие цвета и формы, формировать ЭМП совершенствовать грамотный строй речи, развивать мелкую моторику и координацию движений рук. Развивать креативные способности дошкольников.
На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Они вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Ознакомившись более подробно и детально с пособием «Круги Луллия», я поняла, какой неизрасходованный потенциал есть у него. И использовать его можно практически с детьми всех возрастов, во всех видах детской деятельности не только на занятиях и в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.
Я решила сделать эти круги и попробовать поработать с ними.
Круги Луллия бывают двух видов : горизонтальные и вертикальные. Горизонтальное пособие бывает закрытого типа и по типу пирамидки.
Горизонтальные круги Луллия закрытого типа состоят из основания и двух кругов, свободно вращающихся на стержнях. Сверху круги закрывают крышкой с окошками. Парные круги разделены на сектора с картинками.
Конструкция горизонтального пособия по типу пирамидки тоже очень проста: на стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра, сверху устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
Технология работы с кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что, используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре.
Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов :
1-й тип: «Найди реальное сочетание»
Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например: Солнышко – жёлтое, квадрат жёлтого цвета. Солнышко всегда жёлтое, и зимой, и летом.
2-й тип; «Объясни необычное сочетание»
При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия. Например: Солнышко и квадрат синего цвета. Солнышко может быть синего цвета, когда на небе тёмные синие тучи.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»
В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.
4-й тип: «Реши проблемы»
В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
На практике можно использовать все 4 этапа или включать отдельные этапы в игру. Всё зависит от того, какие задачи вы ставите на данном этапе игры.
Это пособие можно использовать во всех образовательных областях. В познавательном развитии с помощью игр на основе кругов луля можно решать задачи по ФЭМП у детей дошкольного возраста. Учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание закреплять состав чисел из двух имеющих чисел.
В речевом развитии использую следующие игры на формирование лексико-грамматических категорий, чей чья чьё, образуй-ка словечко, называй-ка. Цель которого совершенствование лексико-грамматического строя речи, закрепление навыка самообразования и словоизменения расширения и активизации словаря, развитие связной речи. Использование современных технологий с детьми несомненное интересное творческое перспективное направление в педагогике. В работе с кругами лулия я поняла насколько они помогают реализовать все возможности детей с их учётом индивидуальных особенностей.
Умело подобранные задания позволят научить ребёнка различать признаки, сравнивать предметы, развивать логическое, внимание, навыки русской речи, воображения. А самое главное – дадут возможность почувствовать себя творцом.
Работа с кругами Луллия интересная и многоплановая хорошо внедряется и совмещается с работой по программе дошкольного образования, а также дополняет ее дает больше эффективность результата в освоении образовательных областей. Варианты использования этой методики безграничны. Детям они очень нравятся. Я считаю что данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной непринужденной обстановке. Снимает психологическое и физическое напряжение. Обеспечивает всесторонне развитие детей.