МААМ-картинки

Использование координационной лестницы в работе с детьми дошкольного возраста

Гордеева Елена
Использование координационной лестницы в работе с детьми дошкольного возраста

Одной, из главных целей физического развития в дошкольном образовании является развитие физических качеств ребенка. Особенности координационных способностей детей дошкольного возраста — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания. Для развития скоростных качеств, следует использовать упражнения в быстром и медленном темпе. Чем выше уровень развития физических качеств, тем выше точность, ритмичность, согласованность движений, тем успешнее двигательная деятельность ребенка. Потребность в движениях, двигательная активность вызывает положительные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка, совершенствовании всех функциональных систем организма.

Применение нетрадиционных средств на занятиях физической культуры, является эффективным средством для привлечения интереса детей к двигательной деятельности.

Одним из таких средств является координационная (скоростная) лестница.

Цель работы по обучению детей упражнениям с использованием координационной (скоростной) лестницы: развитие у детей старшего дошкольного возраста координационных способностей и ориентировки в пространстве; воспитание волевых качеств, таких как смелость, решительность, уверенность в своих силах.

Характеристика координационной (скоростной) лестницы

Лестница сконструирована таким образом, чтобы улучшить владение телом и увеличить скорость ног. Существует несколько вариантов лестниц. В детском саду используется плоская координационная (скоростная) лестница. Лестница состоит из строп 4, 6, 8, и т. д. гибких пластиковых поперечных перекладин, которые абсолютно плоские по отношению к земле. Для детей дошкольного возраста размер ячейки равен 37x37см для выполнения упражнений. Для ползания, подлезания, метания размер ячейки равен 40x40 и более. Количество ячеек в лестнице не более 10. Также существуют разновидности лестниц сдвоенных, облегчённых, с соединительными крепежами для наращивания длины или составления крест-накрест.

Координационную лестницу – используют как для индивидуальных, так и для групповых занятий. Использовать лестницу можно, как для разминки, так и для основной деятельности, повторяя одни и те же упражнения, постоянно увеличивая темп.

Применение координационной (скоростной) лестницы:

-утренняя гимнастика;

-занятия по физической культуре;

-самостоятельная деятельность детей;

-физкультминутки;

-развлечения, спортивные праздники;

-подвижные игры.

Особенности организации занятий и выполнение упражнений с использованием координационной (скоростной) лестницы.

Прежде чем приступить к выполнению упражнений на координационной (скоростной) лестнице следует провести небольшой инструктаж:

• правильная постановка ног, выполнение упражнений в спортивной обуви помогает предотвратить травмы и повреждения ступней и голеностопных суставов;

• не наступать на планки лестницы;

• начинать медленно, постепенно увеличивая скорость выполнения движений. Правильная техника важнее, чем скорость;

• начинать выполнять упражнение, когда первые три клетки будут свободны. При выполнении упражнения дистанция 1-З клетки (зависит от упражнения). Начинать выполнять упражнение с прыжками через клетки после выполнения впереди стоящего ребенка двух прыжков;

• обязательно разминаться перед выполнением упражнений;

• лестницы для выполнения упражнений следует размещать так, чтобы обеспечить достаточно свободного пространства с обоих концов лестниц и по обе стороны от них;

• избегать утомления, которое приводит к ухудшению техники выполнения движений и замедлению работы ног.

Как и во многих упражнениях на технику, здесь больше важна правильность выполнения, а не скорость выполнения. Сначала нужно выполнять упражнение технически правильно, а потом можно увеличивать темп или усложнить при выполнении этого упражнения, добавляя упражнения для рук, со спортивным инвентарем.

При регулярном использовании координационной (скоростной) лестницы дети могут:

• Выполнять основные виды движений.

• Играть в подвижные игры с использованием координационной лестницы.

• Выполнять серию упражнений с использованием карточек, использовать их в самостоятельной деятельности (старший возраст).

Примерные комплексы упражнений для развития ОВД

с использованием координационной (скоростной) лестницы

Задача: по сигналу педагога дети, выстроившись перед координационной лестницей, выполняют игровые задания в определенной последовательности.

«Тихая мышка»

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги вместе, руки на пояс. Спину держать прямо, смотреть вперед.

1. Шаг правой ногой в первую ячейку лестницы.

2. Шаг левой ногой в первую ячейку лестницы (левую ногу приставить к правой ноге) с вращениями руками вперед.

3. Выполнить упражнение до конца лесенки.

Повторить упражнение, двигаясь спиной вперед с левой ноги, с вращениями руками назад.

«Великан»

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги вместе, руки на пояс. Спину держать прямо, смотреть вперед.

1. Шаг правой ногой во вторую ячейку лестницы.

2. Шаг левой ногой в четвертую ячейку лестницы.

3. Выполнить упражнение до конца лесенки.

4. Повторить упражнение с левой ноги.

5. Повторить ходьбу спиной вперед, упражнение выполнить с левой ноги.

6. Повторить ходьбу, двигаясь спиной вперед, упражнение выполнить с правой ноги.

«Крабик»

Исходное положение — стоя, спиной к лесенке, ноги вместе, руки на пояс. Спину держать прямо, смотреть вперед.

1. Шаг правой ногой в первую ячейку лестницы.

2. Шаг левой ногой в первую ячейку лестницы (левую ногу приставить к правой ноге).

3. Выполнить упражнение до конца лесенки.

4. Повторить упражнение, начиная шаг с левой ноги.

«Обычный бег»

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперед.

1. Бег правой ногой в первую ячейку лестницы.

2. Бег левой ногой во вторую ячейку лестницы.

3. Выполнить упражнение до конца лесенки и вернуться обратно.

4. Повторить упражнение с левой ноги.

5. Повторить бег спиной вперед, упражнение выполнить с левой ноги.

6. Повторить бег спиной вперед, упражнение выполнить с правой ноги.

«Лошадка»

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперед.

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперед.

1. Бег правой ногой в первую ячейку лестницы бег с высоким подниманием колен.

2. Бег левой ногой во вторую ячейку лестницы с высоким подниманием колен

3. Выполнить упражнение до конца лесенки и вернуться обратно.

«Аист»

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперед.

1. Бег правой ногой в первую ячейку лестницы с захлестом голени левой ноги.

2. Бег левой ногой с поднятием бедра во вторую ячейку лестницы с захлестом голени правой ноги.

3. Выполнить упражнение до конца лесенки и вернуться обратно.

«Быстрые паучки»

Исходное положение — стоя, правым боком к лесенке, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях на уровне талии. Спину держать прямо, смотреть вперед.

1. Бег правой ногой в первую ячейку лестницы.

2. Бег левой ногой в первую ячейку лестницы (левую ногу приставить к правой ноге).

3. Выполнить упражнение до конца лесенки.

4. Повторить упражнение, стоя левым боком к лесенке.

«Петушок»

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях, руки на поясе.

1. Прыжок на левой ноге, в каждую ячейку лестницы, мягко приземляясь на полусогнутую ногу.

2. Выполнить упражнение до конца лесенки и вернуться бегом обратно.

3. Повторить прыжки на правой ноге.

«Кенгуру»

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях, руки на поясе.

1. Прыжки на двух ногах, в каждую ячейку лестницы, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.

2. Выполнить упражнение до конца лесенки.

«Белочка»

Исходное положение — стоя, правым боком к лесенке, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях, руки на поясе.

1. Прыжки на двух ногах боком, в каждую ячейку лестницы, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.

2. Выполнить упражнение до конца лесенки

3. Повторить упражнение, стоя левым боком к лесенке.

«Кузнечик»

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях, руки на поясе.

1. Прыжком ноги врозь, поставив ноги снаружи первой ячейки лестницы.

2. Прыжком ноги вместе, поставив ноги в первую ячейку лестницы.

3. Выполнить упражнение до конца лесенки.

4. Повторить прыжки спиной вперед.

«Прыгучий паучок»

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях, руки на поясе.

1. Прыжком правая нога в ячейки, поставив левую ногу снаружи первой ячейки лестницы.

2. Прыжком левая нога во второй ячейки, поставив правую ногу снаружи второй ячейки лестницы.

3. Выполнить упражнение до конца лесенки.

4. Повторить прыжки спиной вперед.

«Зайчик»

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги слегка расставлены и согнуты в коленях, руки на поясе.

1. Прыжок на двух ногах вправо, за пределы лестницы, на уровне первой ячейки.

2. Прыжок на двух ногах влево, в первую ячейку лестницы, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.

3. Выполнить упражнение до конца лесенки

4. Повторить прыжки с другой стороны.

Игровое упражнение «По местам»

Задачи: развитие координации движений, внимания, ориентировки в пространстве.

Ход упражнения: Играющие стоят в своих домиках (координационная скоростная) лестница. Задание: запомнить свое место. На первый сигнал все разбегаются. На второй сигнал каждый ребенок должен найти своё место и встать. Педагог отмечает детей, которые быстро и правильно справилась с заданием. Игра повторяется 2-3 раз

Подвижная игра «Мина»

Задачи: развитие координации движений, внимания, ориентировки в пространстве.

Ход игры. В каждой ячейке «Лестницы» стоит ребенок. По сигналу дети начинают бегать в разных направлениях, не толкаясь. Тем временем педагог кладет мину (фишку) в квадрат. Где лежит мина в квадрате, туда ребенок не имеет права забегать. По второму сигналу педагога дети закрывают глаза. По третьему сигналу дети открывают глаза и должны найти пустой квадрат и добежать до него. (В одном квадрате стоит один ребенок). Если ребенок не нашел пустой квадрат, то он выбывает из игры. Снова, по сигналу дети начинают бегать в разных направлениях, педагог опять ставит мину или мины в другой пустой квадрат. Выигрывает ребенок, который окажется первым в пустом квадрате, когда все другие квадраты будут заложены минами.

Педагог отмечает детей, победивших в игре.

Координационная (скоростная) лестница является эффективным средством развития двигательно-координационных качеств, которые необходимы во многих видах деятельности.

Ежедневная тренировка на координационных (скоростных) лестницах, правильно подобранные упражнения и их дозировка, позволит улучшить координацию движений, повысить скорость на коротких дистанциях, а также разнообразить занятия с дошкольниками.

Виды игр «Классики». Общие правила игры в классики:

Ошибкой считается:

• заступ ногой на любую часть лестницы

• касание земли согнутой ногой (если прыгают на одной ноге)

• попадание шайбы на любую часть лестницы или не в тот класс.

Все по очереди пытаются пройти все классы. Если ребенок играет один, то при ошибке он возвращается и начинает всё сначала. Если играет группа игроков, то при любой ошибке право игры переходит следующему по очереди игроку. Для дошкольников «классики» - счет до 10 («скоростная лестница» до 10 клеток). В классиках после последнего класса есть полукруглый «дом». В нем можно отдохнуть, постояв на двух ногах перед обратным путем к первому классу.

1.«Традиционные классики»

Ход игры: Первый игрок прыгает по классикам вперёд и назад, попадая во все прямоугольники. Первый раз он прыгает на правой ноге. Во второй раз на левой ноге. В третий раз он прыгает, меняя ноги. Четвертый раз — на обеих ногах. Игрок прыгает в такой последовательности, пока не сделает ошибку: н-р заступит на линию, прыгнет на двух ногах, когда надо на одной, прыгнет не на той ноге, тогда он выходит из игры. Другие игроки прыгают таким же образом. Когда снова подойдет очередь первого игрока, он начинает прыгать с того места, где сделал ошибку. Побеждает тот, кто первым пройдет всю последовательность прыжков.

Вариант: считать вслух прыжки (прямой и обратный счёт).

2.«10 и выход»

Ход игры: для этих классиков понадобится бита (маленькая цепь, монета или камень) — одна на каждого игрока. Первый игрок встает перед первым прямоугольником. Он кидает свою биту в этот прямоугольник, потом прыгает в него на одной ноге, наклоняется, поднимает биту и прыгает туда и обратно на одной ноге, наступая в каждый прямоугольник. Потом он кидает биту на второй прямоугольник, прыгает в него, поднимает биту и прыгает вперед и назад. Он продолжает прыгать таким образом, пока не промахнётся (заступит на линию, прыгнет на двух ногах или не попадёт на нужный прямоугольник битой). Таким же образом по очереди прыгают все игроки. Когда опять настаёт очередь первого игрока, он начинает с того места, где ошибся. Побеждает тот, кто закончит все броски и прыжки. В клетке «Дом» можно поменять ногу.

3.«10 прямоугольников»

Ход игры: Играйте по правилам классиков «10 и выход» (см. выше, но первый игрок, когда ошибётся, должен оставить свою биту на том месте, где он в последний раз прыгнул правильно (можно сбоку лесенки). Игроки должны прыгать, кидая свои биты туда, где лежат биты других игроков.

4. «Классики — имена»

Ход игры: Первый игрок прыгает вперед и назад на двух ногах, наступая в каждый прямоугольник. Если он проделает это без ошибок (не наступит на линию, не поставит две ноги, он может на любом прямоугольнике написать свое имя (либо поставить метку сбоку или наклеить стикер на нижнюю рейку своей клетки). Если он ошибётся, приходит очередь другого игрока. Другие игроки продолжают прыгать так же. Игрок должен перепрыгивать прямоугольники, названные именем других игроков, но он может вставать двумя ногами на свой прямоугольник и отдыхать. Игра продолжается и когда заняты все прямоугольники, но теперь, если кто-то ошибётся, он выходит из игры. Игра заканчивается, когда остается один игрок — победитель. Условия: имена можно писать через одну клеточку, либо 2 клеточки подряд, чтобы ребёнок мог перепрыгнуть. Если дети не умеют писать, то цветной стикер наклеивается снизу клетки, где должно быть написано имя ребенка.

5.«8 и назад»

Ход игры: Каждому игроку понадобится бита (маленькая цепь, монета или камень). Первый игрок стоит в доме. Он кидает свою биту в первый прямоугольник, прыгает на второй прямоугольник через первый на двух ногах, следующая клетка ноги врозь, ноги вместе и т. д. Допрыгивает до 8 клетки, разворачивается и прыгает таким же образом до прямоугольника номер 2, где подбирает свою биту, прыгает на 1 и на «Дом». Потом он разворачивается, кидает свою биту на прямоугольник 2 и прыгает таким же образом, пока не ошибётся (наступит на линию, встанет двумя ногами, где надо прыгать на одной, неправильно бросит биту). Игроки по очереди прыгают таким же образом. Когда снова наступает очередь какого-либо игрока, он начинает прыгать с того места, где ошибся. Кто первый закончит прыжки и броски на всем поле, тот победил.

6. «Классики» с фантом

Ход игры: Любая игра в «Классики»

Дополнительные правила: Схема классиков см. рисунок. Если игрок случайно попал ногой или шайбой в «Огонь», то он выполняет «фант». Какой будет этот «фант» в игре - решают сами игроки.

Варианты «фантов»:

• прыгать на одной ноге все классы без ошибок, при этом другие игроки смешат (корчат рожицы, поют смешные песенки)

• зажав вещь (кепку, коробочку) под коленом согнутой ноги, прыгать все классы на другой ноге туда и обратно. Если это удалось, то дается еще одна попытка забросить шайбу в дом. Если этот не удалось, то игрок уступает ход следующему игроку.

7.«Классики - ОГОНЬ»

Ход игры: Дети по очереди прыгают на двух ногах (на одной ноге) из клетки в клетку, перепрыгивая клетку «Огонь», и заходят в «Дом». В «Доме» могут отдохнуть и продолжают прыгать обратно. Задача игрока без ошибок прыгать до «Дома» и обратно.

Правила игры в классики «ОГОНЬ»

• в заштрихованные клеточки нельзя наступать

• в заштрихованные клеточки нельзя попадать камешком

• если нарушаешь правила, ребенок начинает игру сначала

8.«Классики - ВЕРТУШКА»

Ход игры: Ребёнок прыгает на одной ноге из клетки в клетку до 4 «класса» (либо до ориентира). Далее задания изменяются. Проходим 4,5,6,7 классы. Ребёнок встает так, чтобы одна его нога была в 4 классе, а другая в 5 (стоя боком к «Дому»). Далее поворачивается на 180° и прыгает одна нога в 6 классе другая в 7 классе. 8 класс прыжок на две ноги и прыжок в «Дом». Возвращаемся обратно, выполняя те же движения. Теперь нашего игрока ждет «фант» по выбору. «Фанты» придумывают сами дети. Если «фант» выполнил, то игра в классики закончена. Игрок может оставить игру (другие игроки в это время проходят разные классы) или начать играть снова.

9.«Классики - КАРАКАТИЦА»

Ход игры: Ребёнок прыгает на двух (одной) ноге из клетки 1 в клетку 3, из клетки 3 в клетку 2, из клетки 2 в клетку 4 и т. д. Допрыгивает до клетки «Дом», поворачивается на 180° и прыгает обратно, выполняя те же движения. В «Доме» можно отдохнуть. Если прыгает на одной ноге, поменять ногу. Теперь нашего игрока ждёт «фант» по выбору. «Фанты» придумывают сами дети. Если ребёнок «фант» выполнил, то игра в Классики закончена. Игрок может оставить игру или начать играть снова.

Варианты:

• прыгать в клетки:1, 3, 2, 4, 3, 5, 4, 6 и т. д.

• можно считать прыжки

• прыжки на двух ногах

• прыжки на одной ноге

Если задания выполнил, то игра в Классики закончена. Игрок может оставить игру (другие игроки в это время проходят разные классы) или начать играть снова.

10. «Классики -ВЕРТОЛЕТ»

Ход игры:

Прыжки: на клетку 1 - одной ногой, на клетки 2 и 3 - левой и правой соответственно, на клетку 4 - одной ногой, на клетки 5 и 6 - левой и правой соответственно, на клетку 7 - одной ногой, на клетки 8 и «Дом» - левой и правой соответственно, (если устал в «Доме» можно отдохнуть, потом прыжок и разворот на 180° на клетки «Дом» и 8 - левой и правой соответственно, на клетку 7 - одной ногой и т. д.

11.«Классики - «В ЗАКАЗНОГО»

Ход игры: Дети по очереди друг другу «заказывают» (показывают) любые Классики, остальные ребята должны их выполнить. Кто не выполнил встаёт в конец колонны или выходит из игры и т. д. до конца.

Заключение

Координационная лестница является эффективным средством развития двигательно-координационных качеств, которые необходимы во многих видах спорта.

Ежедневная тренировка на координационных лестницах, правильно подобранные упражнения и их дозировка, позволит улучшить координацию движению, повысить скорость на коротких дистанциях, а также разнообразить занятия с дошкольниками.

В своей работе я хотела показать, что необходимо развивать скоростные и координационные способности у дошкольников, искать новые средства, повышающие интерес к занятиям физической культуры, подвижным, спортивным играм и соревнованиям.

Публикации по теме:

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Использование координационной (скоростной) лестницы на занятиях физкультуройИспользование координационной (скоростной) лестницы на занятиях физкультурой Скоростная (координационная) лестница - это один из самых распространенных и эффективных тренажеров для тренировок спортсменов во многих.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование координационной лестницы в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 9 сентября 2024 в 16:01
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование координационной лестницы в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Гордеева Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 сентября. День осенних прогулок. Передвижка «Осенняя прогулка»

 Осенние увлекательные прогулки можно проводить и в погожие, и в ненастные дни — отличное время, чтобы понаблюдать за изменениями природы.

10 сентября. Единый день световозвращателя. Передвижка «Засветись!»

 Сегодняшний праздник посвящен снижению травматизма на дорогах, которого можно добиться благодаря ношению светоотражающих элементов. Маленький значок-фликер может спасти жизнь пешехода, сделав его...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД