Светлана Архипова
Использование интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 Представляю Вам свою педагогическую идею «Использование интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
2 Наш современный мир быстро меняется. Каким он будет через 10 лет? Точного прогноза нет. Но мы знаем, что для того, чтобы наши дети стали успешными в будущем мире, им уже сейчас необходимо начать осваивать навыки будущего: учиться работать с информацией, генерировать идеи, проявлять креативность, взаимодействовать в команде, развивать критическое мышление.
Публикация «Использование интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
3 Я стараюсь в своей группе создать такое пространство, в котором каждый ребенок может предложить собственную идею и реализовать свой замысел, а взрослый поддержит его в этом.
4 Мне важно услышать каждого. Это позволяет ребенку понять и почувствовать, что его уважают и что его мнение значимо. И я убеждена, что «голос ребёнка» не только важно слышать, но также важно дать этим высказываниям «жизнь».
5 В какой-то момент у меня возникли вопросы: как фиксировать идеи, мысли и ответы детей? Каким образом сделать детское планирование видимым, запоминающимся, побуждающим к исследованиям и получению результата?
6 Поиск привел меня к эффективному и действенному методу, под названием интеллект-карта. Многие ученые работали над данной темой, а в современной науке мы находим отражение этой идеи в работах авторов программы «От рождения до школы».
7 Изучив их опыт, я задумалась, может быть в работе стоит попробовать составлять интеллект – карты вместе с детьми и подбирать те знаки и зрительные ассоциации, которые будут понятны и близки всем детям группы?
8 Работа с интеллект-картой может начинаться во время организованной дискуссии с детьми. Все участники высказывают свои идеи и совместно находят решение, которое поможет им воплотить свою идею в жизнь. Мы с детьми фиксируем все идеи и ответы на вопросы. Детям очень нравится, что их предположения и гипотезы зарисовываются или записываются. Всем хочется оставить свою «идею-картинку» на общей карте.
9 Метод интеллект-карт позволяет осуществить интеграцию образовательных областей.
10 Изначально я стала использовать метод интеллект-карт как поиска и сбора информации по теме. Через различные ситуации дети приобретают опыт, накапливают и систематизируют знания об окружающем мире.
11 Далее я стала применять эту технологию во время планирования совместной деятельности. Предпосылкой формирования этого действия в дошкольном возрасте является способность ребенка составить логическую последовательность шагов по достижению определенной цели.
12 Поэтому изначально я составляла план в виде интеллект-карты вместе с подгруппой детей или с одним ребенком, отвечающим за какой-то определенной вопрос.
13 Например, в творческом проекте «Подарок для мамы», ребята разбились на “рабочие группы” и мы вместе создавали свой план в виде интеллект-карт. Какие материалы понадобятся, что сделаем сначала, кто может нам помочь? Ко всем вопросам мы нашли картинки-ассоциации, зарисовали их и повесили на видном месте. Во время составления плана в виде интеллект-карты с картинками и зарисовками, дети запоминают его намного лучше, чем когда мы его проговариваем или записываем словами. Дети с удовольствием рассказывают и договариваются друг с другом о значении часто используемых символов на карте.
14 Многие дети начали составлять план в виде интеллект-карты самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.
15 Изучая разные источники информации, дети узнают, как они могут проверить свои гипотезы и находят важные для себя ответы, например
«Транспорт» «Виды транспорта» «Влияние транспорта на окружающую среду»“
16 Интеллект-карта является помощником детей на этапе презентации своего проекта. Дети видят перед собой зрительные образы, план выступления, который виден в каждой ветви карты, у них возникает желание рассказать о том, что наглядно и понятно.
17 Метод интеллект-карты позволяет раскрыть всю полноту темы, повысить мотивацию детей к передаче полученных знаний.
18 Мои наблюдения за динамикой развития детей показали, что при использовании интеллект-карт в образовательной деятельности общение детей друг с другом и со взрослыми стало более эффективным.
19 Дети намного больше предлагают новых тем для исследований и изучения, успешно выделяют последовательность шагов для достижения своей цели. В результате применения интеллект-карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
20 Увидев наши с детьми схемы, рисунки, интеллект – карты родители заинтересовались данной методикой. Успешно освоив этот метод родители стали использовать его в создании мини – проектов, составлении режима дня, планировании выходных дней. Дети с удовольствием работали с родителями по созданию интеллект – карт по закреплению лексической темы.
21 Свой опыт я транслирую среди коллег. Делюсь с ними своими идеями, находками. Перенимая мой опыт они используют эту методику в своей работе с детьми в образовательной деятельности.
22 Таким образом, данный метод является универсальным способом познания ребенком окружающего мира и знаний накопленных человечеством, формирует преемственность между детским садом и школой.
23 Еще хочется добавить, взаимное уважение между воспитателем и детьми, пpинятиe их идей, делают эту технологию надежным помощником в развитии у детей функциональной грамотности.
Спасибо за внимание!