Терещенко Надежда Марксовна
Использование инновационных технологий восприятия музыки
▼ Скачать +Заказ
МОЯ ТЕМА «Использование инновационных технологий восприятия музыки».
Я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие по волнам музыкального воспитания
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей. Чтобы решить эту задачу, я использую в своей работе новые технологии, методы разработанные О. П. Радыновой: основная цель которых - развитие творческого слышания музыки детьми.
Публикация «Использование инновационных технологий восприятия музыки» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Моторно-двигательное уподобление когда ребенок передает характер музыки во время ее звучания в движениях.
Тактильное уподобление (прикосновение руки педагога к руке ребенка, моделирующее характер звучания музыки, и проговаривания слов, обозначающих настроение в музыке; используется в младшем возрасте. Игровая форма способствует проявлению интереса, положительному эмоциональному личностному контакту ребенка и взрослого.
Прослушивание фрагментов музыкальных произведений :
А. Гречанинов «Материнские ласки»
К. Сен – Санс «Куры и петухи»
К. Сен-Санс «Слон»
Задание: найти и применить подходящие тактильные движения, соответствующие характеру музыки.
Словесное уподобление это эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочно-сюжетная форма занятий.
Поэзия, сказка развивают художественно-образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, побуждают детей к творчеству. Словесное уподобление развивает образную речь, «словарь эмоций», с помощью которого ребенок может определить характер музыки, настроение музыкального произведения.
А. С. Пушкин
…Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
Мимическое уподобление во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность, внешнее проявление служит для ребенка своеобразным ориентиром, «путеводителем» в процессе восприятия музыки.
Дидактический материал: игра «Забавный колобок»
Цветовое уподобление: Умение закреплять представление о характере музыки с помощью цвета, рисунка. То есть, прослушав музыку, подобрав к ней иллюстрацию, нужно изобразить в движении это музыкальное произведение :
П. Чайковский «Подснежник»
К. Дебюсси «Снег танцует»
Задание: рассмотрев иллюстрацию, прослушав музыку, изобразить в движении музыкальный персонаж.
Полихудожественное уподобление объединение различных видов искусств (музыка, поэзия, живопись, театр, ритмопластика).
Вокальное уподобление подпевание мелодии, имитация характера мелодии.
Сейчас прозвучит фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского.
Я предлагаю вам нечетную строку пропевать в слух, а четную прохлопать. –
В траве сидел кузнечик, (вслух)
- В траве сидел кузнечик, (хлопаем,
- Совсем как огуречик (вслух)
- Зелененький он был. (хлопаем)
- Представьте себе, представьте себе (вслух)
- Совсем как огуречик. (хлопаем)
- Представьте себе, представьте себе (вслух)
- Зелененький он был. (хлопаем)
Такое музыкально - ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей
Темброво-инструментальное уподобление: Это метод, который предполагает выбор инструментов, соответствующих эмоциональному содержанию музыкального образа.
Для вас у меня есть необычная музыкальная сказка – шумелка, а называется она «Заяц в лесу».
Посмотрите, у меня на столе лежат музыкальные инструменты, подумайте, каким инструментом можно изобразить:
1. Как бежит по лесу Заяц? (выбирают трещотку)
2. А как шуршит Ёж в кустах? (маракас)
3. Стук Дятла? (деревянные ложки)
4. Крылья Совы? (ткань шуршащая)
5. Прыгают в воду Лягушки? (металлофон)
(Участники выбирают себе музыкальные инструменты и становятся в ряд)
ЗАЯЦ В ЛЕСУ.
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. (трещотка)
Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (маракас)
Испугался заяц и бежать. (трещотка (быстро)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть под сосну,
а дятел на сосне как застучит! (деревянные ложки)
Бросился заяц бежать. (трещотка (быстро) Бежал, бежал, забежал в самую чащу, остановился.
А там сова крыльями как захлопает. (ткань шуршание)
Побежал заяц из леса к речке, прибежал и встал как вкопанный. (трещотка (быстро)
А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду. (металлофон)
Тут заяц говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так, и смело не быстро поскакал обратно в лес. (трещотка (медленно)
В таких сказках- шумелках у детей совершенствуют такие навыки как чувство ритма, владение темпом, динамикой, а так же развивается чувство ансамбля. Так же дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
Сегодня мы рассмотрели лишь некоторые методы, которые раскрывает нам технологию активного восприятия музыки. Ведь технология это то, что мы делаем, а методы - как мы делаем. Отметим, что использование инновационных технологий играет важную роль в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагогов.
Спасибо за ваше мнение.
Желаю всем дальнейших творческих успехов!