Лучший педагог года

Использование ИКТ в образовательной деятельности по речевому развитию детей с ОНР

Наталья Беляева
Использование ИКТ в образовательной деятельности по речевому развитию детей с ОНР

МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида»

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Использование ИКТ в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

Подготовила:

Учитель-логопед:

Беляева Н. А.

г. о. Саранск

Современное развитие общества и внедрение в практику работы дошкольных организаций Федерального Государственного Образовательного Стандарта невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования. Использование современных компьютерных технологий позволяет наиболее полно и успешно реализовать деятельность, направленную на развитие личности ребенка. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс учебного заведения являются мультимедийные презентации. Использование их в работе, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что немаловажно. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

В современных условиях актуальной остается проблема развития речи ребенка- дошкольника. Ведь именно от уровня развитияего речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и современной.

Использование компьютерных презентаций должно строится с учетом здоровьесберегающих технологий, на основе выполнения следующих правил:

1. Уточнить состояние здоровья ребенка, нет ли у кого-то из детей группы противопоказаний для работы с ИКтехникой.

2. Мультимедиа презентации должны быть непродолжительными по времени (3-5 минут).

3. Во время показа следить за осанкой ребенка.

4. После просмотра мультимедиа презентации проводить подвижные игры и физминутки.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудио оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:

*на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка)

*обеспечивает наглядность;

*привлекает большое количество дидактического материала;

*способствует повышению качества образования.

Направления использования мультимедийных презентаций в развитии речи обучающихся

* Звуковая культура речи

* Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты;

* Формирование лексико – грамматического строя речи;

* Развитие связной речи.

Широко применяю презентации по выполнению артикуляционных упражнений.

Работа над звуковой культурой речи начинается с восприятия неречевых звуков. Техника помогает воссоздать необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит» и т. д.

Для развития фонематического слуха использую презентацию с игрой

«Какой звук заблудился?» - выделение картинок на заданный звук

По обучению грамоте использую игры с буквами «Найди гномика», «Отгадай букву», «Зашумленные буквы», игра «Прочитай слово»

*Для развития дикции и правильного звукопроизношения учим скороговорки, представленные в виде мнемотаблиц.

*Отдельного внимания заслуживают игры направленные на формирование грамматических представлений - навыков словоизменения и словообразования. Примером таких игр, являются игры «Назови ласково», «Один-много», «Назови одним словом» и др. по лексическим темам использую презентации : «Деревья», «Грибы», «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Овощи и фрукты», «Цветы и ягоды» и т. д.

Дидактическая игра «Противоположности» Обогащает и активирует словарный запас детей, развивает внимание, память; расширяет представления об окружающем мире.

При изучении лексических тем часто использую игру «Четвертый лишний», которая расширяет словарный запас детей, развивает мышление, монологическую и диалогическую речь. Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает», «Что лишнее?»

При составлении описательных рассказов использую опорные картинки. Последовательно меняющиеся иллюстрации или схемы служат наглядным планом для пересказа или заучивания стихотворений. Очень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов. (на большом экране)

Широки возможности мультимедиа презентаций при ознакомлении с произведениями художественной литературы. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимых произведений, сказок и это стимулирует их активность к слушанию.

Задание по составлении рассказов по картинке, по серии картин можно выполнить 3-мя способами:

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец). Дети просто описывают события, изображенные на картинках.

2. Детям предлагается только одна картинка. Задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Показываем на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

Детям очень нравятся такие дидактические игры, как «Расскажи сказку», «Найди героя». Цель: развитие памяти, восприятия, воображения.

В своей работе с детьми использую как готовые материалы взятые в сети «Интернет», (Портал развивающих иобучающих игр «Играемся», развивающий портал «Мерсибо» так и созданные самостоятельно презентации - в программе PowerPoint. Мультимедийные презентации можно и необходимо использовать не только в образовательной области «Речевое развитие», но и в «Социально-коммуникативном развитии», «Познавательном развитии», «Художественно-эстетическом развитии» и «Физическом развитии».

Применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Компьютерные технологии сегодня- один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

Список используемой литературы:

1. Габдулина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7лет. Волгоград, 2010.

2. Комарова Т. С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Москва, 2011.

3. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПБ. :ООО «Издат-во «Детство-Пресс»,2013.

4. Атемскина Ю. В., Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПБ. : ООО «Издат-во «Детство-Пресс», 2012.

Публикации по теме:

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возрастаИспользование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование традиционных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Весна» Цель занятия: Обучение связному последовательному рассказу, отражающих последовательность событий. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование ИКТ в образовательной деятельности по речевому развитию детей с ОНР
Опубликовано: 12 августа 2024 в 17:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ИКТ в образовательной деятельности по речевому развитию детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Беляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второевоскресеньеавгуставРоссии отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД