Анна Эдуардовна Анохина
Использование игр-тренингов на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличение физических возможностей ребенка, которые в сочетании с повышенной любознательностью и стремлению к самостоятельности, нередко приводят к травмаопасным ситуациям. Этот факт обуславливает необходимость, как можно раньше начать знакомить детей с первой медицинской помощью и основами безопасности. Ребенок должен четко знать, что он должен делать в конкретной ситуации, что бы обезопасить себя и близкого, и как помочь уже травмированному человеку.
Публикация «Использование игр-тренингов на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают факт ее возникновения. Поэтому следует их знакомить с источниками опасности, мерами предостороженности и собственными возможностями. Именно это и можно считать опытом безопасного поведения, который позволит будущим школьник предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении травмаопасных ситуаций.
«Проигрывание» - наилучший способ преодоления чувства страха в опасных ситуациях у одних ребят и удерживание от неверных действий у других.
Возникает необходимость в разработки серии занятий, целью которых будет формирование правильного отношения ребенка к возникающим ситуациям. В связи с этим было разработан план занятий по обучению детей основам безопасности, в который вошли следующие темы: «В мире опасных предметов», «Электроприборы», «Будь осторожен с огнем», «Безопасность на дороге», «Опасные предметы дома», «Безопасность на природе», «Пожар», «Скорая помощь» и др. Цель этих занятий: закрепить представления детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, о правилах пользования ими. Занятия проходят в виде игры просто и естественно, где дети проживают ситуации в реальности.
Используем так же дидактические игры на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения. Например: д/и «Как избежать неприятностей?», она состоит из нескольких серий: опасность на воде и в природе, во дворе и на улице, дома. Игра учит ребенка беречь свое здоровье, свою жизнь, избегая опасных ситуаций. Весь материал для игры представлен красочными картинками и сопровождается стихами, которые помогают ребенку выйти из опасных ситуаций и не попасть в них.
В работе используем комплекс практических игр – тренингов для детей шести лет «защити себя сам», которые помогают ребенку быть активным в приобретении знаний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию. Так же тренинги развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действий и вариативность мышления (быстро и правильно подобрать необходимый способ помощи.) А положительная оценка со стороны детей и взрослого позволяет утверждаться в правильности понимания безопасного поведения.
Игры – тренинги: «Раз – два – три, что опасно найди», «Стобед – один ответ», направленные не закрепления знаний об источниках опасности, причинах возникновения травмаопасных ситуаций.
Ход игры: Выбирается «Стобед», который отворачивается от группы детей, считает до пяти, а дети в это время берут из уголка «спасателя» те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. «Стобед» с закрытыми глазами отгадывает, что за предмет у каждого, если отгадает, то ребенок рассказывает «Стобеду», чем этот предмет опасен, и как с ним правильно обращаться.
Игра - тренинг: «Так, да не так». Задача: учить отличать опасных для жизни ситуаций от неопасных. Дети делятся на две подгруппы – «Друзья Стобеда» и «Спасатели», Стобеды демонстрируют опасные ситуации (играют со спичками, стоят на подоконнике (детские стулья,разговаривают за столом, гуляют без понамки,засовывают пальцы в розетку (макет).А спасатели реагируют на их неправильные действия.
Игра – тренинг «Мы спасатели». Цель: закреплять представления травмаопасных моментов, правильных действий в конкретных ситуациях. Ход игры: В группу вбегает «Стобед» и его команда. У каждого случилась беда: поранен палец, солнечный удар, ушиб, укус насекомого, ожог и т. д. Доктор Микстуркин и его помощники оказывают помощь, пользуясь картами – подсказками. Заранее подготовлен материал для оказания помощи во врачебном чемоданчике. В конце занятия беседа: Какие были травмы? Почему случилось несчастье? Что можно было сделать, чтобы не попасть в беду? Почему человека нельзя оставлять без помощи? Как помочь в случае ожога? Что делать, если становиться страшно? И т. д
Следует отметить, сто роль взрослого в процессе реализации дидактических игр меняется. При ознакомлении с игрой воспитатель – организатор деятельности, затем – непосредственный участник, далее, на закрепляющим этапе – советчик, консультант.