Елена Васильевна Алексеева
Использование фольклора в работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное развитие как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов: различных социальных институтов, всего общества в целом.
Публикация «Использование фольклора в работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
Большинство детей с нарушением речи ограничены в общении, у них беден словарь, речь лишена вербальных и невербальных средств выразительности, либо отсутствует вообще, они нерешительны, теряются в незнакомой обстановке, их мир чувств беден в своих проявлениях, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, характерна эмоциональная нестабильность. Решающую роль играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка, обогащает детей новыми впечатлениями, активизирует словарь, развивает мир эмоций, чувств, переживаний.
Большая ответственность ложится на педагога, т. к. в режиме дня большая часть времени отводится именно ему на совместное взаимодействие с воспитанниками и их родителями. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Специалисты отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Вследствие этого, с раннего возраста должны звучать произведения народного творчества (колыбельные песни, частушки, потешки, сказки). Они отражают доступный для понимания ребёнка мир предметов, вещей, окружающей действительности.
Использование малых фольклорных форм ускоряет «рождение» звуков у ребёнка, т. к. звучность, ритмичность, занимательность привлекает детей. Вызывает желание повторить, запомнить. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают словарь детей.
Главной особенностью работы с детьми ТНР является :
- интегрированный подход;
- построение занятий с учётом индивидуальных особенностей ребёнка;
- использование игровой мотивации в работе;
- преемственность в работе учителя-логопеда и педагога;
- включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Данные формы работы могут быть использованы как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в совместной деятельности детей и взрослого. Непосредственно-образовательная деятельность предполагает организацию занятий, в которые обязательно включается задача по развитию речи и обогащению словаря детей. Основная форма работы на таких занятиях – совместное с ребёнком рассматривание игрушек и предметов. Полученные детьми впечатления от наблюдений можно закрепить в дидактических играх: «Кто как кричит?», «Кто что делает?», «Чей голос?» и др. Кроме того, педагог может активизировать деятельность детей, давая им задание: поиграй с мишкой; покатай куклу на машине; найди картинку, где нарисован петушок; покажи, как ходит мишка, прыгает зайка. Всё это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем весёлую потешку. Практика показывает, что для развития детей особое значение приобретают игры-забавы с использованием фольклора, например, «Ладушки-хлопушки» сопровождаются имитационными движениями и звукоподражанием.
Многие из них связаны с выполнением определённых движений (бег, прыжки, тем самым они оказывают помощь в физическом воспитании, в укреплении здоровья. Хорошо известные потешки дают возможность детям проявить речевую активность. Например, дидактическая игра «Узнай потешку» (по содержанию потешки надо показать картинку, выбранную из нескольких, уметь передавать особенности действий различных персонажей). Чрезвычайно важна эмоциональная обстановка на занятиях. Этому способствует использование игровых приёмов (зайчик принёс пакет с картинкой; кукла Оля принесла подарки и т. п., использование сюрпризности, а также игровых аксессуаров («Чудесный мешочек», «Посылка»). В непосредственно- образовательной деятельности рассказ воспитателя занимает особое место, т. к. детям легче его воспринимать, чем чтение. Желательно рассказ сопровождать показом театра игрушек или настольным театром. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам. Не последнее место в работе с детьми по обогащению словаря занимают игры с куклой: «Кукла хочет спать», «Кукла заболела» и т. п. В этих играх успешно реализуются задачи по ознакомлению с предметами ближайшего окружения. Здесь также широко используется народное творчество : «Укладываем Машу спать», исполнение колыбельной.
В нерегламентированной форме деятельности с детьми могут широко применяться такие педагогические средства, как наблюдение за явлениями природы, за живыми объектами, транспортом, показ предмета (игрушки) с названием. Например, во время одевания детей на прогулку, когда воспитатель сопровождает действия чтением потешки: «Вот они, сапожки: Этот с левой ножки, Этот с правой ножки…».
Во время наблюдения за явлениями погоды, когда дети видят, как светит солнышко, воспитатель предлагает погреть ладошки. Если солнышко прячется за тучу, читает потешку: «Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко…».
Наблюдая за дождё м: «Дождик, дождик, Полно лить…»
Подводя итоги, можно сделать вывод: наиболее эффективным средством для развития коммуникации дошкольников с ТНР является систематическое использование ярких притягательных фольклорных произведений. Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким детям, необходимо не только им, но и взрослым. Через него мы можем выразить свою любовь, нежность и заботу: «Димонька хороший, Димонька пригожий», «Этот конь-богатырь для Андрюши- удальца». Эти маленькие произведения пронизаны светом любви к ребёнку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для детей – народная дидактика, школа материнства.