МААМ-картинки

Использование физкультминуток как одной из форм двигательной активности в дошкольном образовательном учреждении

Ульяна Чернова
Использование физкультминуток как одной из форм двигательной активности в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Представление опыта использования физминуток, как одной из форм двигательной активности.

Задачи:

1. Познакомить с методикой проведения физкультминуток в детском саду.

2. Познакомить с многообразием форм проведения физкультминуток

3. Обогатить педагогическую копилку.

Публикация «Использование физкультминуток как одной из форм двигательной активности в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время организованной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.

Педагоги должны предупредить возникновение утомления у детей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.

Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут организованной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут.

Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, зевать, отвлекать других. Очевидный сигнал для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка!

Физкультурные минутки – это необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему, восстанавливают работоспособность детей.

Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине организованной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты. Совсем необязательно провести лишь одну физминутку, больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Не превышайте временной лимит! Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Результатом является восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности.

Методика проведения физминуток:

1. Подобрать физминутку с учётом :

- возрастных особенностей детей;

- индивидуальных особенностей детей;

- темы непосредственно образовательной деятельности, на котором будет проводиться физминутка.

2. Подготовить специальный инвентарь, если необходим для проведения физминутки.

3. Выучить физминутку наизусть.

Основные требования к проведению физкультминуток :

- проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15 минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);

- отдается предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц;

- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;

- подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним.

Физкультминутки во время рисования и печатания целесообразно проводить стоя за столами или около них.

На устных занятиях физминутки можно проводить сидя за столом, поскольку на этих занятиях дети находятся в более свободных позах и имеют возможность чаще менять положение тела.

Виды физкультминуток :

1. Двигательно-речевые физкультминутки

Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали (наклоны в стороны, руки вперед)

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.

«Снеговик»

Давай дружок, смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок. (иммитационные движения руками)

Он превратится в толстый ком, (руками рисуем «ком»)

И станет дом-снеговиком.

Его улыбка так светла, (улыбка)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (руками показываем на глаза, голову, метелку)

Но солнце припечет слегка, (руки поднять вверх)

Увы, и нет снеговика. (разводим руками в стророны-вниз)

«У оленя дом большой»

У оленя дом большой (руками делаем над головой «крышу»)

Он глядит в свое окно (ладони складываем «окошком» возле глаз)

Зайчик по лесу бежал- (подскоки на месте)

В дверь к нему стучал

Стук, стук, дверь открой (кулачками стучим по воображаемой «двери»)

Там бежит охотник злой

Зайка-зайка забегай (руками зовем в себе)

Лапу мне давай. (протянуть одну руку вперед ладонью вверх, сверху накрыть ладонью)

2. Пальчиковая гимнастика

Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.

Что может помочь в этом случае?

Лучшей физминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика.

«Замок».

Руки сложить в «замок», переплетая пальцы, ритмично раскачивать «замок» :

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучал (ритмично постукивать друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы).

Покрутили (не расцепляя пальцы, одну руку тянуть к себе, другую от себя, попеременно меняя их).

Потянули (Тянуть руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью).

И открыли! (резко отпуская руки, развести их широко в стороны)

«Наши алые цветы»

Ладони сложить в кулачки

Наши алые цветы раскрывают лепестки (медленно раскрываем ладони, пальцы в стороны)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (шевелим пальцами)

Наши алые цветы закрывают лепестки (сворачиваем ладони в кулачки)

Тихо засыпают, головой качают (крутим кулачками в одну и другую сторону)

3. Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

«Дровосек» Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – ух! – на длительном выдохе

4. Зрительная гимнастика

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

Очень интересны детям электронные физминутки для глаз (физминутки - офтальмо тренажёры). Это - гимнастика для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Но, к сожалению, пока еще внедрение ЭОР в ДОУ оставляет желать лучшего, поэтому чаще всего воспитатели самостоятельно изготавливают различные зрительные таблицы или используют в работе разнообразные упражнения для глаз.

Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.

«День-ночь»

«Ночь» - закрыть глаза, «день» - открыть.

«Бабочка»

«Бабочка порхает крылышками» (ребёнок моргает глазами, «села на цветочек» (жмурится).

«Мячик»

«Мячик прыгает вверх-вниз» (ребенок соответственно водит глазами).

«Далеко-близко»

Посмотреть вначале на дальний предмет, затем на тот, что находится вблизи (можно у окна)

"Дождик"

Дождик, дождик, пуще лей.

(смотрят вверх)

Капай, капай не жалей.

(смотрят вниз)

Только нас не замочи.

(делают круговые движения глазами)

Зря в окошко не стучи!

(моргают)

“Веселая неделька”

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(Поднять глаза вверх; опустить их вниз, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

(Повернуть глаза вправо, а затем влево, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глаза; (упражнение для снятия глазного напряжения)

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно : влево, вниз, вправо и снова вверх;(совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

5. Подражательные физминутки

Зависят от фантазии и творчества педагога. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

«Сердитая-ласковая кошка»

И. п. – стоя на четвереньках

• Выгнуть спину, как сердитая кошка.

• Прогнуть спину, как ласковая кошка

«Часики»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе

• наклон туловища вправо

• наклон туловища влево

Вариант: наклонять не туловище, а голову.

«На водопой»

Жарким днём лесной тропой (дети спокойно идут по кругу друг за другом)

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)

За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)

За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)

За мамой-белкой скакали бельчата, (прыжки подскоки)

За мамой зайчихой – косые зайчата, (прыжки на двух ногах)

Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком – лакают)

«Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах, (дети изображают ходьбу на лыжах.)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом — на коньках, (бег на коньках.)

Но упали мы. Ох! Ах! (присесть)

А потом снежки лепили, (встать, сжать воображаемый снежок ладонями)

А потом снежки катили, (катят воображаемый комок)

Очень сильно мы устали (покачать головой, вытереть «пот»)

И домой все побежали. (бегут по кругу)

6. Танцевальные физкультминутки

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет.

Варианты:

1. Выполняются танцы, разученные на музыкальных занятиях, их элементы, части

2. Несложные танцевальные движения выполняются по показу (воспитатель или электронные носители)

7. Физкультурно-спортивные физкультминутки

Подвижные игры. (Игры средней и малой подвижности)

На основе ОРУ- Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать упражнения для рук, ног, туловища, ходьбу, бег, прыжки.

1. И. п. - ноги вместе, руки вниз

• руки вперёд

• руки вверх

• руки в стороны

• и. п. (3-4р.)

2. И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе

• руки в стороны

• наклон вниз

• руки в стороны

• и. п. (3-4 р.)

3. И. п. – ноги немного расставлены, руки вниз

• присесть, руки вынести вперёд

• и. п. (3 - 4 р.)

4. И. п. – ноги немного расставлены, руки на поясе

Прыжки на двух ногах. (8-10 прыжков)

8. Релаксационные упражнения

Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц.

Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.

Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

Подготовка к релаксации

В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

«Воздушные шарики»

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится будто невесомым. И руки легкие, и ноги стали легкие-легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (Подуть.) Обдувает шарик… ласкает шарик… Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему соседу.

В качестве физкультминуток могут быть использованы любые двигательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием занятия.

Физминутка необходима и важна, это – "минутка" активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!

Литература:

1. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников, М, 2005.

2. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М., Теория и методика физического воспитания детей, М, 2003.

3. Латохина Л., Андрус Т., Творим здоровье души и тела, С-Пб, М, 2000.

Публикации по теме:

Физкультурный досуг в детском саду как одна из форм двигательной активности детей Физкультурный досуг — одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Мастер-класс «Использование нестандартного оборудования «Змея» для двигательной активности детей»Мастер-класс «Использование нестандартного оборудования «Змея» для двигательной активности детей» Мастер-класс. Использованием нестандартного оборудования для двигательной активности детей. «Змея». Цель: Использование нестандартного.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование физкультминуток как одной из форм двигательной активности в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 17 января 2021 в 16:07
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование физкультминуток как одной из форм двигательной активности в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Чернова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД