Мамедова Айнура
Использование дидактических игр и элементов системы М. Монтессори в образовательной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития дошкольной педагогики одной из важнейших теоретических и практических проблем является совершенствование процесса воспитания и обучения дошкольников. Актуальной задачей дошкольной педагогики современные ученые считают поиск резервов умственного развития детей дошкольного возраста. Процесс обновления содержания системы образования и воспитания характеризуется разработкой инновационных технологий и моделей непрерывного образования. В основе подобных моделей лежат идеи ведущих ученых о гуманности целостного подхода к индивидуальному развитию личности.
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста.
Включение в образовательный процесс дидактических игр и элементов педагогической системы М. Монтессори будет способствовать более прочномуи осмысленному усвоению знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышления, т. е. познавательной деятельности в целом.
Методика обучения детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий. В соответсвии с ФОП образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. А возникновению заинтерисованности как раз и способствует использование дидактических игр, поскольку дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для дошкольников, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память.
Еще В. А. Сухомлинский, высоко оценивая значение игры, писал: "Без игры нет и не может и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".Поэтому одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к познанию, наряду с другими методами и приемами, является дидактическая игра.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность.
Дидактический Монтессори-материал включает в себя следующие виды:
-материал для развития моторики;
-сенсорный материал;
-материал для развития музыкальных способностей;
-материал для приобретения социального и нравственного опыта;
-материал по чтению и письму;
-математический материал;
-материал по естествознанию.
В своей деятельности я использую материалы для развития мелкой моторики рук, сенсорного развития, математический материал.
Развивающий материал М. Монтессори привлекает ребенка, усиливает внутреннюю мотивацию к обучению, стимулирует интерес к занятиями заключает в себе механизм самоконтроля, в отличии от дидактического материала, используемого в традиционной системе образования.
Посредством самоконтроля ребенок может сам оценивать результат своей работы, определять дальнейшие шаги в учебной деятельности. По словам М. Монтессори, исправление ошибок педагогом не приносит желаемой пользы и не дает ребенку возможности замечать их самому, лишая его "психической свободы", достижением которой является "понимание, что мы можем совершить ошибку, видеть ее и контролировать без помощи".
Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с другими детьми, что способствует усвоению ребенком форм социального поведения во всем их разнообразии и сложности: это и приветствие, и умение оказать и попросить помощь, выразить уважение, уладить конфликт. Таким образом, ребенку даются необходимые вспомогательные ориентиры. Ребенок, благодаря активной работе с конкретными, воздействующим на различные органы чувств, материалами, через организацию своих действий учится, познает окружающий мир, у него формируются различные понятия. Соприкосновение ребенка с предметами ведет к познанию. При этом значимым является не только момент наглядности, но и конкретное действие, активная деятельность. Только в том случае, когда знания преподносят не в готовом, а добываются в процессе активной самостоятельной умственной деятельности, возникающей на основе спонтанного интереса, достигается наибольший эффект учения.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Систему заданий, упражнений и игр с использованием дидактического монтессори-материала можно совершенствовать и далее. Каждый воспитатель с опытом работы в детском саду приходит к своей системе заданий, упражнений и игр, помогающих формированию различных представлений детей дошкольного возраста. Данные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми.