Нурова Наталья Сергеевна
Использование цифровых технологий в музыкальном развитии дошкольников
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста.
Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка должна соотносится с цифровыми технологиями, применение которых обусловлено не только требованиями Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы, но также интересами и потребностями детей и родителей.
Публикация «Использование цифровых технологий в музыкальном развитии дошкольников» размещена в разделах
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ :
формируют современную образовательную среду,
дают новый потенциал классическим методам и приемам,
дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями,
могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей.
Рассмотрим некоторые направления деятельности музыкального руководителя, в которых целесообразно использовать цифровые технологии :
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, презентации являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.
2. Занятие с компьютерной поддержкой.
Чаще всего такие занятия проводятся индивидуально с использованием игровых обучающих программ. В настоящее время выбор таких программ достаточно широк.
Например, в своей практике я использую компьютерные музыкальные игры "Щелкунчик", "Волшебная флейта Моцарта" и "Алиса и Времена года Вивальди". Каждая игра состоит из серии музыкальных паззлов, в которых разгадать загадку ребенку можно только путем прослушивания музыки. Эти программы помогают не только знакомить детей с шедеврами мировой музыки, но и развивать музыкальные способности.
3. Практика показала возможности успешного применения цифровых технологий во всех формах работы с детьми, в том числе и ДИСТАНЦИОННО.
В условиях пандемии все музыкальные руководители перешли на дистанционное обучение. Мы разрабатывали и размещали видео занятий для детей на сайтах учреждений, в групповых чатах или в личных блогах.
4. Важным направлением деятельности музыкального руководителя является его взаимодействие с родителями.
Современные родители стали мало обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах. Они предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке с помощью чатов. Использование мессенджеров помогает нам вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
5. Проведение конкурсов детского творчества в дистанционном режиме обязало всех музыкальных руководителей делать видеосъёмку конкурсных номеров и размещать их в файловых и видео хостингах, таким образом цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей работы.
Сейчас я предлагаю перейти от теории к практике и поговорить об использовании мультимедийных презентаций на музыкальных занятиях.
В своей работе я очень часто использую мультимедийную поддержку во всех видах музыкальной деятельности.
1. Начнем с восприятия. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ с помощью цифровых технологий осуществляется на качественно новом уровне.
Дети могут виртуально попасть в концертный зал, познакомиться с симфонической музыкой и инструментами, изучать творчество композиторов и узнавать музыкальные жанры.
Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео ролики.
2. Следующий вид деятельности, который предполагает использование мультимедиа – ПЕНИЕ.
Благоприятный психологический настрой у дошкольников создаётся при сочетании выразительного исполнения песни и анимационного фона на экране.
Часто в своей работе я использую видео – иллюстрации к упражнениям на развитие голоса, а в коррекционных группах активно применяю логопедические видео распевки с элементами анимации.
Рассмотрим применение цифровых технологий в МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ дошкольников.
В начале занятия, в качестве разминки и эмоционального настроя детей, я часто использую танцевально-игровые видеоклипы. Дети с удовольствием выполняют движения вместе с мультяшными героями, развивая при этом внимание, координацию и др. музыкально-ритмические способности.
Особенно актуально использование мультимедийных презентаций в музыкально-образовательной деятельности, например, при организации музыкально-дидактических игр.
Используя ресурсы сети Internet можно значительно пополнить свой комплект музыкально-дидактических игр с аудио приложениями по возрастам.
Очень нравятся детям, разработанные мною, презентации – сказки, которые вводят их в мир музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Королевство Скрипичного ключа» и др.).
Рассмотрим применение мультимедийной поддержки в следующем виде музыкальной деятельности - ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
При разучивании оркестра, в своей практике я широко применяю видеопартитуры. Для праздников и развлечений, на которых исполняются детские оркестры, фоном на экране идет видеоряд, при разработке которого используются фотоколлажи, анимация, футажи, а также готовые клипы. Одним из любимых видов деятельности для детей является озвучивание с помощью музыкальных инструментов сказочек-подражалочек, которые проецируются на экран.
Использование цифровых технологий позволяет музыкальному руководителю идти в ногу со временем и способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами.
Но не стоит забывать, что педагог — это в первую очередь личность, а цифровые технологии это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве.