Елена Савельева
«Использование авторских физкультминуток и пальчиковых игр на коррекционных логопедических занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В дефектологии имеются наблюдения, свидетельствующие о тесной связи функций речи и руки. Развитие речевых зон в правом или левом полушарии в зависимости от того, является человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки. Это доказано и при изучении строения мозга. У ребенка - правши на протяжении первых двух лет жизни происходит усиленный рост речевой моторной области и созревание клеток в ней в левом полушарии, а у левши - в правом.
Публикация «„Использование авторских физкультминуток и пальчиковых игр на коррекционных логопедических занятиях“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.
Известно, что у детей с дизартрией очень часто наблюдаются двигательные нарушения, которые возникают в результате поражения различных структур мозга. И даже негрубая дисфункция двигательной сферы без своевременных целенаправленных коррекционных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребенка.
Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности.
Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной, исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Одним из таких приемов является использование физкультминуток и пальчиковых игр на коррекционных логопедических занятиях.
Лексическая тема «Дикие животные и их детеныши».
Мы вчера ходили в лес,
Много видели чудес!
Там зайчишка проскакал,
И нам лапкой помахал.
Мишка косолапый малину собирал,
И всех ребятишек малиной угощал.
Еж сердитый, недотрога,
Попыхтел на нас немного
Важный лось в лесу гулял,
Мухоморы собирал;
Ну, а рыжая лиса
Следит за мной из-за куста!
Из леса мы домой пришли,
Съели суп,
И спать легли.
Лексическая тема «Дикие животные жарких стран».
В зоопарк пришли детишки,
И девчонки, и мальчишки.
Вот верблюд с двумя горбами
Важно ходит перед нами;
Вот забавная мартышка
Корчит рожицы детишкам;
Скачет быстрый кенгуру,
Приглашает нас в игру!
Мы шумели и шалили так,
Что тигров разбудили.
Зарычали грозно тигры:
Прекратите эти игры!
Поскорее уходите,
И злых тигров не дразните!
Лексическая тема «День защитников Отечества».
Как солдаты на параде
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз,
Правой-раз!
Посмотрите все на нас!
Мы, как летчики, летаем,
Как крылья, руки поднимаем;
Как моторы, мы рычим,
И летим, летим, летим!
А теперь мы-моряки,
Вдаль глядим из-под руки,
Бинокли в руки мы возьмем,
На дальний берег наведем.
Лексическая тема «Домашние животные».
Молоко лакает кот,
Умывает лапкой рот;
У коровы есть рога,
Молоко дает она;
Конь копытом землю бьет,
Пес пройти нам не дает.
Вместе все они живут,
В гости нас к себе зовут.
Лексическая тема «Домашние птицы».
В гости к бабушке ходили,
Птиц домашних там кормили;
Птицы нас благодарили,
И по-птичьи говорили:
Гусь гогочет: га-га-га,
Вам спасибо, детвора!
Сказала утка: кря-кря-кря,
Вы сюда пришли не зря!
Курочка-хохлатка нам снесла яичко,
У моей бабули вот такие птички!
Лексическая тема «Зимние забавы».
Сугробов много во дворе,
Пора гулять уж детворе!
Лыжи, санки мы возьмем,
И на горочку пойдем.
На катке сверкает лед,
Коньки наденем- и вперед!
Надоели нам коньки,
Давайте все играть в снежки!
Увлеклись мы все игрой,
Но нам уже пора домой!
Лексическая тема «Зимующие птицы».
У кормушки много птиц:
Воробьев, ворон, синиц,
Сорок, дятлов, снегирей,
Всех накормим поскорей!
Им насыплем хлебных крошек,
Семечек дадим немножко;
Прилетайте к нам всегда,
Ждет вас вкусная еда!
Лексическая тема «Насекомые».
На поляне у реки,
Где всегда цветут цветы,
Живет много насекомых
Небывалой красоты!
Там пестренькая бабочка
Порхает у цветка,
С огромными глазами
Летает стрекоза;
Там муравей-трудяга
Соломинку несет,
Зелененький кузнечик
Стрекочет и поет!
Лексическая тема «Продукты».
Мы сегодня повара,
Приготовим суп с утра.
В кастрюле есть у нас вода,
Мясо бросим мы туда,
На плиту потом поставим,
Мясо мы кипеть заставим;
А пока оно кипит,
Нагуляем аппетит.
Сходим в погреб за картошкой,
И лучку возьмем немножко,
И морковки, и капусты,
Суп чтоб получился вкусный!
Все в кастрюлю мы добавим,
И опять кипеть заставим.
Сап готов уже- ура!
Нам обедать всем пора!
Лексическая тема «Новогодний праздник».
Водим вокруг елки
Дружный хоровод.
Вместе мы встречаем
Праздник Новый год!
На елочке игрушки:
Шарики, хлопушки,
Гирлянды и фонарики,
Мишура и шарики!
У елки мы потопаем,
Ручками похлопаем,
Вокруг себя покружимся,
Друг с другом мы подружимся!
Лексическая тема «Зимняя одежда, обувь, головные уборы».
Вот пришла пора гулять,
Одежду надо надевать;
Раз-наденем мы штаны,
Очень теплые они!
Два- наденем свитерок,
Не продул чтоб ветерок;
На голову шапку надо надеть,
Чтобы нам не заболеть.
Шубу теплую наденем,
Пуговицы застегнем,
Шею шарфиком повяжем,
И во двор гулять пойдем!
Лексическая тема «Строительные профессии».
Вот строитель строит дом,
Будет жить удобно в нем,-
Крыша, стены, дверь, окно, -
Будет в домике светло.
Красит стены нам маляр,
Мебель делает столяр,
Стекольщик окна застеклил,
Слесарь воду в дом пустил.
Печку сложит нам печник,
Чтоб в дом холод не проник.
А когда мы подрастем,
Тоже будем строить дом!
Лексическая тема «Наш город».
Мы по улице шагаем,
Все, что видим, называем:
Магазины, парк, фонтан-
Отдыхать приятно там;
Школа, банк и стадион-
Для здоровья нужен он!
Супермаркет, детский сад,
Вот скамейки в ряд стоят;
На них присядем отдохнуть,
А теперь - в обратный путь!
Методические рекомендации:
• Предлагаемые стихотворные тексты можно использовать как в качестве динамических пауз во время фронтальных логопедических занятий для развития общей моторики, так и на индивидуальных или подгрупповых занятиях для развития мелкой моторики с детьми 4-7 лет;
• Детям также можно предложить раскрасить рисунки, что также способствует развитию мелкой моторики пальцев рук;
• Данные стихотворные тексты, положив на музыку, можно также использовать на логоритмических занятиях.
Библиография:
1. Андронова Л. З. Коррекция интонационной речи при заикании // ж. Дефектология, 1988, № 6
2. Волкова Е. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2003
3. Емельянова Л. Ф. Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией. / ж Школьный логопед 2 (2, 2004
4. Копачевская Л. А., Лаврова Е. В. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями. Библиотека педагога-практика. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М., Воронеж, 2003
5. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Логиновой – СПб., 2005.
6. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией. // ж. Логопедия. № 1 (3) 2004