Хабибуллина Инна
Исследовательский проект в старшей группе «Я живу в Югре»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект в старшей группе
Тема: «Я живу в Югре»
Вид проекта : Информационно-творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта : воспитатели, дети 5-6 лет, родители
Сроки реализации: ноябрь-декабрь
Публикация «Исследовательский проект в старшей группе „Я живу в Югре“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Актуальность: Тема проекта : «Я живу в Югре» актуальна и значима в дошкольном образовании. Любовь к Родине начинается с родного края, с родных мест, со знаний об истории народа, культуре и традициях малой родины, с проявления познавательного интереса к знаниям о ней. Мы обязаны сохранить для потомков бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. Проект направлен на ознакомление дошкольников с ЮГРОЙ, с малой Родиной: дети узнают историю нашего края, познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты и манси. Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников патриотических и интернациональных чувств.
Проблема: проведя беседы с детьми диагностического характера и проанализировав перспективное планирование по реализации регионального компонента я выяснила, что у моих воспитанников непрочные знания в области истории возникновения Ханты – Мансийского округа. Отсутствуют знания о традициях, фольклоре коренных народов севера.
Исходя из этого я поставила перед собой цель:
Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, бережного отношения к природе; формирование интереса к истории, культуре родного края - Югра, традициями и бытом коренных народов Севера: ханты и манси.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с символикой, достопримечательностями ХМАО.
2. Расширять представления детей об истории и приобщать к уникальной культуре народов ханты и манси, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
3. Формировать у детей эмоционально - образное восприятие фольклорных и авторских произведений устного народного творчества ханты и манси.
4. Создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности детей.
5. Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение, восприятие.
6. Учить анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы обобщать, делать выводы.
7. Воспитывать умение ценить красоту и богатство родной природы, желание как можно больше узнать о жизни народов севера.
8. Воспитывать умение работать в коллективе, стремление к сотрудничеству.
9. Привлекать родителей к совместной деятельности по изучению истории и культуры Югры и ее коренных народов.
Ожидаемый результат:
• Дети знакомятся ближе со своим городом и краем Югра, с культурой местного населения ханты и манси.
• Научатся узнавать и называть памятные места города, расширят знания о некоторых представителях животного и растительного мира.
• Смогут отразить свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
• Повысят интерес к окружающему миру своего края.
• Расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей.
• Повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.
• Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.
• Дети будут испытывать чувство гордости за свой город, край.
Взаимодействие с родителями:
1. Информация о растительном и животном мире родного края.
2. Ручной труд в семье «Олень из бросового материала»
3. Познавательный материал по теме проекта.
4. Создание краеведческого уголка «Я живу в Югре»
5. Консультация для родителей: «Праздники народов ханты и манси».
6. Создание лепбука «Моя Югра»
Взаимодействие с педагогами:
1. Привлечение физинструктора, музыкального руководителя.
2. Методические рекомендации по теме проекта.
Воспитание интереса к данному проекту, происходит под влиянием близкого окружения. В осуществлении данного проекта, педагог является носителем как общечеловеческих ценностей, так и местных культурных традиций.
Модель трех вопросов
Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можем узнать?
Мы живём в ХМАО-ЮГРА
В нашем краю живут медведи и олени.
Добыча нефти и газа.
Ханты – манси ездят на оленях.
Коренные жители живут в чуме.
Чем шьют одежду Ханты- манси?
Как называется жилье, где живут Олени?
Что такое нарты?
Что такое чум? Спросить у мамы, папы.
Позвонить бабушке.
Рассмотреть картинки в книжном уголке.
Спросить у воспитателя.
Посмотреть по телевизору.
Узнать в компьютере.
Взрослые прочитают в
книге.
Реализация проекта :
Подготовительный этап проекта :
• Обсуждение целей и задач.
• Создание методической базы для успешной реализации проекта.
• Создание предметно-развивающей среды в группе (макеты, развивающие игры). Подбор методической, художественной литературы, мультфильмов по теме проекта, предметные и сюжетные картинки, фотографии для рассматривания.
• Оформление уголков краеведения в группе «Наш край -Югра».
• Информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечении их в проект. Включение родителей на родительском собрании в проектную деятельность.
• Подбор дидактических и подвижных игр.
• Создание условий для просмотра презентаций.
Основной этап проекта :
• НОД «Животный и растительный мир севера», «Наша Родина – Югра», «Народные промыслы», «Северные узоры», «Я – житель севера».
• Просмотр презентаций о родном крае.
• Беседы с детьми по теме проекта «Жизнь и быт коренных народов».
«Это интересно».
• Дидактические игры, способствующие реализации цели проекта : «Кто где обитает», «Установи чум», «Выложи герб», «Собери флаг», «Собери карту», «Загадай, мы отгадаем», «Найди животное по следу».
• Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Перетяни канат», «Рыбаки и рыбки», «Олени и оленеводы», «Хейро»
• Сюжетно – ролевые игры: «Чум», «На рыбалке», «Стойбище оленеводов»
• Изо: конструирование чума из бумаги и меха, рисование «Хозяева тайги».
• Изготовление атрибутов для подвижных игр рыбки, оленьи рога
• «Украшение платья хантыйки»
• «Ободки»
• Чтение сказок и стихов народов севера.
• Рассматривание фотографий, иллюстраций, орнаментов; альбомы о Югре, о жизни, быте, традиций ханты- манси.
• Заучивание стихотворений о животных и птицах родного края.
Консультации для родителей: «Мы живем в Югре», «Поможем детям узнать о родном крае»
Заключительный этап проекта :
• Выставка творческих работ воспитанников «Край в котором я живу»
• Оформление фото - коллажа, совместная работа с родителями «Жизнь и быт народов севера»
• Выставка поделок «Животные родного края».
• Оформление рисунков «Растительность родного края
• Создание книжки-малышки «Моя Югра».
Формы работы:
- Проведение НОД:
Ребенок и окружающий мир,
Развитие речи,
Лепка,
Рисование,
Аппликация по теме проекта.
- Дидактические игры, способствующие реализации цели проекта.
- Чтение художественной литературы про ХМАО-Югру, сказок народов ханты и манси.
- Рассказы с целью сообщения знания.
Конечный продукт проекта :
Изготовление альбомов.
Выставки рисунков, поделок «Я живу в Югре».
Результат проекта :
Ребята бережно относятся к природе, повысилось уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси. Полученные знания и впечатления они могут применять в своей игровой и продуктивной деятельности.
Список используемой литературы:
1. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е. Н. 1995
2. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008
3. Сикорская Г. П., Кушникова Г. И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
4. Царенко Т. М. «Сказка северной тайги», 2010
5. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004 - 112 с