Камила Батдалова
Исследовательская деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Исследовательская деятельность в детском саду.»
Ребёнок - маленький экспериментатор и исследователь, стремящийся познать окружающий мир. Как сказал Л. С. Выгодский: «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».
Исследовательская, поисковая деятельность выступает, как естественное состояние познания окружающего мира.
Публикация «Исследовательская деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
У каждого ребёнка наступает пора «почемучек», они хотят знать всё в этом мире. Дети часто разбирают по частям кукол, машинки, различные предметы. Главной задачей взрослых является помощь ребенку. Нужно заинтересовать ребёнка, вместе с ним рассмотреть и обследовать предмет и сделать вывод, почему предмет выглядит именно так.
В ходе познавательно -исследовательской деятельности ребёнок учится наблюдать, размышлять, использовать собранный материал, делать выводы, соблюдать правила безопасности. Он с удовольствием представляет себя ученым, исследователем, первооткрывателем
Большое внимание в исследовательской деятельности уделяется организации развивающей среды в группе. У нас имеется детская мини лаборатория, в которой разместили различные приборы: весы, песочные часы, увеличительные стекла, магниты, детские микроскопы, стандартный набор, пипетки и. т. д
Также в уголке размещены воздушные шары, пластилин, соломинки, сито для просеивания песка, формочки и другое оборудование и материалы. Здесь же размещен природный материал.
Дети с большим желанием включаются в экспериментирование, учатся выделять главное, сравнивать два объекта (например, пластилин и глину, находить разницу между снегом и водой, снегом и льдом).
Расскажу коротко о наиболее удачных моментах организации познавательно исследовательской деятельности.
Опытно-экспериментальная деятельность тесно связывалась с наблюдениями. Весной мы проводили с детьми длительные наблюдения за прорастанием лука, сажали редиску и фасоль, наблюдали за распусканием листочков на веточках, которые мы заносим в группу и ставим в воду.
С детьми проводили эксперименты с бумагой, изучали её свойства. Каждому ребёнку предлагалось различный материал: картон, салфетка, обычный лист бумаги. Дети рассматривали каждый лист, старались сделать из каждого листа кораблик. Дети убедились, что сделать это можно только из салфетки и бумаги, и нельзя из картона.
Сделанные нами кораблики мы опустили в чашу с водой и увидели, как повела себя бумага. Кораблик из салфетки утонул очень быстро, из бумаги затонул позднее и только листочек картона плавал долго. Так дети знакомились со свойствами бумаги.
Еще проводили опытно экспериментальную работу с водой на тему: «Какая бывает вода?» Выявляли свойства воды: вода может быть теплой, холодной, вода может иметь цвет и запах.
Выявляли свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзает; принимает на холоде форму емкости, в которой находится; теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).
«Взаимодействие воды и снега».
Сравнивали свойства снега и воды: хрупкость, твердость, прозрачность, текучесть.
Большой интерес у детей вызывали предметы с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестные детям. Такими предметами были: магнит. Эти предметы способствовали возникновению исследовательской деятельности. Дети задавали вопросы: «Что это такое? Что с этим делать?
После ознакомления детей со свойствами магнита детям было предложено достать скрепки из воды, не намочив руки
Проводили опыты и эксперименты: «Существует ли воздух и какими свойствами он обладает».
Детям очень был интересен эксперимент нужно было: «Сомнут лист бумаги и затолкать его в стакан так, чтоб он не выпадал при переворачивании стакана. При погрузке стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием бумага в стакане оставалось сухой.
В процессе экспериментирования с детьми проводим различные беседы, наблюдения.
После эксперимента не упускаем воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Большая работа проводиться с родителями. Вместе с детьми им предлагалось выполнить домашнее задание: рассмотреть солёную воду, почему в простой воде яйцо тонет, а в солёной воде плавает.
Опыты, наблюдения и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.