Ольга Проценко
Исследовательская деятельность дошкольников в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В 2015-2020 г. г. учебном году моей темой по самообразованию была «Исследовательская деятельность дошкольников в соответствии с ФГОС».
Целями работы по самообразованию были:
- развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково - исследовательской деятельности;
Публикация «Исследовательская деятельность дошкольников в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;
- объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Перед собой я ставила следующие задачи: достижение поставленных целей:
1. Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
2. Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
3. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
5. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
6. Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
В течение года я изучала следующую литературу:
- Виноградова Н. Ф. Рассказы-загадки о природе, Вентана-Граф, 2007 г. ;
- Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г. ;
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
Благодаря изученной литературе, мне удалось найти интересные опыты с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли мне в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Также изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
В своей работе в данном направлении мною использовались различные методы обучения дошкольников, направленные на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Приоритет в работе с детьми отдавался практическим методам обучения: экспериментам, опытам. В группе создавались условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы.
Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.