Екатерина Иштокина
Интерактивные технологии как средство развития речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление из опыта работы по теме
«Интерактивные технологии, как средство развития речи у дошкольников»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как из жизни ребёнка уходит активная речь, процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Это последствия того, что дети много времени проводят перед телевизором, компьютером.
Публикация «Интерактивные технологии как средство развития речи у дошкольников» размещена в разделах
Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач:
- изучить и внедрить в образовательную деятельность современные технологии, направленные на образовательную область «Речевое развитие»;
- повысить уровень речевого развития детей, образность, выразительность речи через использование здоровье - сберегающих и педагогических технологий;
- развивать психические процессы (внимания, мышления, воображения, памяти);
- создать условия для речевого развития и творческого потенциала детей;
- сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам речевого развития детей.
- обобщить опыт работы по использованию современных технологий в своей практике.
Например, использование интерактивной доски дает уникальную возможность сочетать компьютерные и традиционные методы в организации учебной деятельности. С ее помощью можно разрабатывать и реализовывать обучающие программы, презентации для индивидуальной и коллективной работы, где решаются различные коррекционные задачи.
Работая с интерактивной доской, мы имеем возможность создавать нестандартные наглядные образы, различные игры, необходимые для каждого этапа на конкретном занятии, которых нет ни в каком другом источнике.
Интерактивная игра является одновременно и развлекательным и полезным материалом во время занятий. Дети с радостью и удовольствием выполняют интерактивные задания, упражнения, которые способствуют развитию связной речи.
Например в игре «Кто спрятался, я не виноват» дети осваивают предлоги «ЗА», «НА», «ПОД», «ИЗ-ЗА» и т. д.
Игра «Кого нарисовал художник?», дети должны угадать какого персонажа из сказки нарисовал художник, тем самым повторяя пройденный материал из художественной литературы
Для обогащения и активизации словаря, можно использовать прием интерактивных путешествий : «В осенний лес», «Прогулка по городу», «Ферма», «Магазин».
Работая по развитию связной речи, используем готовый картинный материал, а также предлагаем ребенку самостоятельно воссоздать сюжет на доске по прочитанному, пересказывая сказки. Детям очень нравится самостоятельно работать на доске.
Так же используются игры: «Что сначала? Что потом?», составляются рассказы из личного опыта, по фотографиям с прошедших праздников, открытых занятий, выставок.
При работе по формированию грамматических категорий используются интерактивные игры - презентации типа: «Назови ласково», «Один – много», «Где спрятался щенок?», «Чей хвост?», «Какой сок?», «Из чего мы сделаны?».
Особое внимание уделяется подготовке детей к школе.
На интерактивном столе и песочнице есть такие игры, как «Найди звук», где детям нужно догадаться какой звук мягкий, твердый, гласный, согласный.
Предлагаются игры на ознакомление с грамотностью, где из отдельных слогов нужно составить слово.
Так же на интерактивном столе очень много игр, которые способствуют освоению связной речи и построению правильности предложения.
Например игра «Расскажи о животном», закрепляет усвоение материала о диких и домашних животных, их детенышей, также в этой игре предлагается составить предложение о том или ином животном.
Игра «Наведи порядок в доме», знакомит детей с бытовыми предметами, которые нужно поставить на определенное место, объяснить для чего эти предметы нужны людям, так же в этой игре закрепляются предлоги.
Игра «Чья одежда?», закрепляет с детьми местоимения и закрепляется общее понятие «Одежда»
Первые опыты применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
- расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
- использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые условно-рефлекторные связи ЦНС
- высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей
- данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Таким образом, использование информационных компьютерных в работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет воспитателям логопедических групп не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовать положительному эмоциональному состоянию детей на протяжении всей образовательной деятельности и значительно повысить эффективность своей работы.