Ольга Гаинцева
Интерактивная педагогика в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивность – это способность взаимодействовать с кем-либо (при помощи сети Интернет или непосредственно с самим человеком). Одной из самых популярных методик раннего обучения детей, позиционирующейся как интерактивная, является методика «Бэби Эйнштейн».
Фильмы данной серии способствуют не только познанию ребенком себя, но и формируют представления о цифрах и звуках на семи языках (русском, английском, испанском, французском, иврите и японском). Недостатком данной методики является то, что общение ребенка с родителями в процессе обучения упраздняется. Правда, только родители способны досмотреть все это до конца (видеоэпизоды, демонстрирующие объекты и явления окружающей действительности подаются без какой-либо логики и сюжета: фотографии, картинки или очень короткие фрагменты из документальных фильмов хаотично сменяют друг друга).
Публикация «Интерактивная педагогика в детском саду» размещена в разделах
Еще одна хорошая методика “Discovering shapes” («Изучаем фигуры», но только в микродозах. Смотреть на квадрат в тридцати ипостасях (печенье, коробка, кубик и т. д.) сможет только мама. Минусом данной методики является то, что сами понятия окружающего мира у ребенка так и остаются несформированными: для этого необходимо формирование целостного образа предмета в процессе его обследования и предметно-практической деятельности с ним. Переход к целостному восприятию и наглядно-действенному, а затем и наглядно-образному мышлению задерживается. Все это происходит потому что фильмы сняты без учета физиологических, психологических и педагогических требований к развивающим материалам и техническим средствам обучения.
Следует, что интерактивное взаимодействие, на которое ссылаются современные методики и технологии, пропагандируемые СМИ, означает совсем не то, что в них описывается.
Одним из условий интерактивного общения является изменение информационных потоков в процессе развивающего или обучающего взаимодействия, т. е. если информационный поток в течение сеанса связи меняет свое направление, то информационный режим является интерактивным.
Получается, что пассивный режим отличается активностью обучающей среды; интраактивный режим предполагает стимулирование познавательной деятельности посредством поочередной односторонней направленности внимания с объекта на субъект образовательной деятельности со сменой их позиций; интерактивный режим предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа ситуации, проникновение информационных потоков в сознание ребенка, вызывающих его активную деятельность и коллективную активность.
В рамках интерактивного режима взаимодействия предполагается общение ребенка не только с педагогом, но и с группой сверстников. При этом дети объединяются в подгруппы по принципу взаимного дополнения тех или иных качеств характера и типов мышления («слабому» нужен не «сильный», а активный, доброжелательный и терпеливый партнер; «сильному» - равный по силе). Каждый из участников такого интерактивного общения должен освоить следующие позиции:
1. нормативную, которая связана с усвоения норм и правил соответствующей деятельности;
2. диалектическую, предполагающую ответ на вопрос, как можно изменить соответствующие правила и нормы;
3. символическую, позволяющую ответить на вопросы: какое отношение существующие нормы и правила имеют лично к нему и в чем он видит смысл изучения связанного с ним объекта или явления.
Формирование данных позиций включает: формулирование проблемы и постановку стоящей перед группой задачи и группового ее решения, поиск лучшего решения, обобщение мнений и подведение групповой работы.
Проектирование интерактивной предметно-развивающей и игровой среды по Н. В. Микляевой (канд. пед. наук, доц. МГПИ)
Предметно-развивающая среда детского сада приобретает интерактивный характер, если все субъекты образовательного процесса взаимодействуют друг с другом на основании следующих принципов:
1. Организация диалогического взаимодействия в схемах «педагог – дети», «ребенок – ребенок» и установление обратной связи друг с другом (нравится – не нравится, хочется что-то изменить – нет и т. д.).
2. Формирование взаимосвязи между физическим, социальным и познавательным видами активности детей, реализация принципа интеграции образовательных областей.
Примеры физической активности: меняют рабочее место, говорят, пишут, слушают, рисуют и т. д.
Примеры социальной активности: задают и отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т. д.
Примеры познавательной активности вносят дополнения или поправки в предложения педагога, сами находят решения проблемы.
3. Внимание к индивидуальным особенностям детей. Выделяют четыре типа темперамента детей: флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик. Можно предусмотреть эти особенности дошкольников, проектируя предметно-развивающую среду и игровое пространство группы, продумывая варианты объединения и, наоборот, уединения детей в разных игровых зонах.
Особенности создания и развития интерактивной среды
Реализация данных принципов на практике требует изменений в содержании работы педагогов. Основная цель на данном этапе – пробуждение творческой инициативы педагога и формирование устойчивой потребности в саморазвитии и самосовершенствовании посредством создания интерактивной предметно-развивающей среды в детском саду. Существует ряд приемов и методов для работы с детьми и их родителями.
1. Совершенствование предметной части среды.
Кандидат педагогических наук Ю. Н. Родионова применяет следующую методику для усвоения детьми трехчастной композиционной модели рассказа-описания:
I. В центре доски педагог выкладывает картинку с изображением того предмета, который предстояло описывать.
II. По мере перечисления его признаков педагог располагает вокруг изображения предмета эмблемы этих признаков.
III. Предложение, завершающее рассказ-описание, в котором дается оценочное суждение или отнесение данного предмета к соответствующей предметной группе, символизировало кольцо из картона. Оно накладывалось сверху на всю схему и внутри объединяло все элементы.
2. Совершенствование игровой части среды.
Приемы фантазирования при обыгрывании предметно-развивающей среды:
Аналогии, «оживления», изменения агрегатного состояния, увеличения-уменьшения, «матрешки» ускорения-замедления, прем «наоборот» (Воспитатель бросает мяч и называет качество предмета, а ребенок, поймавший мяч, должен быстро сказать противоположное ему. Например: сладкий - кислый, высокий - низкий, широкий - узкий и т. д. Усложнением игры является требование назвать предмет с противоположным качеством. Например: дом высокий - забор низкий. Тот, кто не сумел ответить или уронил мяч, считается проигравшим., добавления-объединения, прием обращения вреда в пользу и т. д.).
Дизайнерские задания, например разработка дизайна домика для сказочного персонажа. Материалом служат разнообразные коробочки. Детям предлагается представить такой дом, чтобы он был удобен для героя и соответствовал его характеру.
3. Формирование обратной связи между ребенком и объектами предметно-игровой среды.
Изготовление интерактивных дидактических игр, позволяющих уточнить смысл педагогического взаимодействия и воздействия элементов, объектов или компонентов среды на детский коллектив. Например, это может быть связано с обыгрыванием сказок и созданием игр типа «ходилок». Воспитатели сами вместе с детьми изготавливают игровую карту и кубик.
Методика «Выбор деятельности» (по Л. Н. Прохоровой)
Ребенку демонстрируют картинки с изображением разных видов деятельности: игровая, чтение книг, изобразительная (лепка, рисование, аппликация, детское экспериментирование, конструирование, подвижная игра. Ребенок выбирает три вида деятельности, которые оформляются в виде панно в раздевалке. Приходя утром в детский сад, ребенок выбирает 2-3 вида деятельности, которыми будет сегодня заниматься. Под карточками размещается его фамилия. И так каждый день.
«Коробка идей» по Л. Шапиро.
В красивую коробку нужно положить 21 карточку с различными видами детских занятий (7 карточек связанных с игрой, 7, с изобразительной деятельностью и 7 – с подвижными играми). Когда ребенку становится скучно, он наугад может вытащить из коробки три карточки, затем выбрать одну из них и заняться выбранным видом деятельности один, или привлечь своих друзей.
Организованная и обыгранная таким образом группы, действительно становится системой предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей, условием и стимулом для развития детского игрового коллектива. Обогащению и повышению компетенции педагогов в этой области способствуют современные информационно-компьютерные технологии.
Например, Н. А. Рыжова так описывает эти возможности:
1. Использование готовых комплексов развивающих и обучающих компьютерных игр.
2. Создание обучающих компьютерных презентаций для организации ситуаций обучающего взаимодействия с детьми дошкольного возраста. (презентации для блока «Вода» включает фотографии океанов, морей, рек, озер, болот, тумана, дождя, снега, росы, инея, морозных узоров и т. д. Кроме того такие презентации содержат интерактивные задания для детей. Например, выбрать «лишнее». И т. д.