Татьянина Наталья
Интегрированный урок музыки, литературы и изобразительного искусства для учеников 3 класса «Весна, весна. Как воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
II. Цель урока : развитие познавательных и мыслительных способностей.
III. Задачи урока :
Образовательные:
-показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства;
-коррекция и развитие логики закрепления программного материала, развитие наблюдательности, интереса к окружающему миру;
-стимулирование слуховой памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, пространственно-образного мышления;
-обогащение словарного запаса по теме «Весна». Развитие техники чтения, смысловой догадки.
Публикация «Интегрированный урок музыки, литературы и изобразительного искусства для учеников 3 класса „Весна, весна, Как воздух“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Рисование
- Воздух. Свойства воздуха
- ИЗО в школе
- Литература. Уроки литературы
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Развивающие:
-развивать творческие способности слышать окружающий мир в звуках;
-развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитание интереса и любви к музыке, влияние музыки на внутренний мир ребёнка;
-формирование творческих способностей;
-воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
IV. Ход занятия.
1. Организационный момент
2. Приветствие
- Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Я желаю вам, чтобы вы ушли с сегодняшнего урока с новыми знаниями и впечатлениями. Садитесь, пожалуйста. (Приветствуют и садятся.)
-Скажите, пожалуйста, какие времена года вы знаете? ( Отвечают: зима, лето, осень, весна.)
-А какое время года вам нравится? Почему? ( Отвечают: весна - это главная тема искусства. К весенней теме во все времена обращались композиторы, поэты, писатели и художники.)
- Что можно увидеть весной? ( Отвечают: ручьи, проталинки, капель, яркое солнце)
- А услышать? ( Отвечают: пение птиц)
- Весна - это не просто красота пробуждающейся природы, а особое состояние души: полет, творческий подъем, молодость, восторг. Родная природа вдохновляла композиторов на создание удивительных музыкальных пейзажей.
Послушайте музыкальное произведение И. Штрауса «Весенние голоса».
-Определите характер музыки. Какая она? (танцевальная, легкая)
-К какому времени года соответствует настроение этого музыкального произведения? Как вы думаете почему? (я думаю, что весне, потому что музыка солнечная, нежная, светлая, немного весёлая.)
-Молодцы, вы правильно узнали настроение этой музыки. А как вы можете рассказать о весне? Словами, или еще чем? (Стихотворение, картина, песня.)
-Вслушайтесь, Весь мир поё т: шорох, свист и щебет. Музыка во всём живёт- мир её волшебен. (Обращает внимание на репродукцию с видом природы)
-Мир музыки прекрасен так же, как и мир природы. Многие поэты и писатели воспевали неповторимость и привлекательность времён года в своих произведениях. Вот как изображает весну Исаак Ильич Левитан в своей картине «Март».
1. Какие ощущения у вас возникают, когда вы смотрите на эту картину?
2. Как художник показал приход весны?
3. Какие краски использовал художник при написании картины?
4. Можно ли догадаться какая погода: ясная или пасмурная? Как?
-Послушайте, как пишет о весне Евгений Абрамович Баратынский
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
- О чем это стихотворение? Какие чувства вызывает это стихотворение?
-Поэты подобрали такие красивые слова. Давайте и мы с вами попробуем представить себя в роли писателей.
- Перед вами лежат тексты- описание картины. Обратите внимание, что тексты эти необычные. Что здесь необычного? Чего не хватает в тексте? (слов)
- Ваша задача сейчас самостоятельно карандашом вставить в тексте прилагательные, а помогут вам в этом слова для справок, которые записаны внизу после текста.
-Мотив картины не сложен: запряженная в сани лошадь стоит у крыльца … дома, зимняя дорога оттаивает от … солнца, в глубине картины сугробы снега и деревья. Мы ощущаем теплоту мартовского дня. Солнце … пригревает и отражается в голубизне неба, и голубых тенях деревьев. Деревья как будто тянутся к небу, к …. солнцу. Людей на картине нет, но ощущается присутствие человека: и в снятой с окна ставни, и в распахнутой двери на крыльце.
Слова для справок: деревянного, яркого, ласково, весеннему.
-Вы все молодцы, ребята! Отлично справились с заданием.
3. Музыкальная физминутка.
Поработали, ребятки!
А теперь все на зарядку!
Тихо встаньте, разогнитесь.
Все в зверюшек превратитесь!
Сколько в класс пришло зверей!
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто кот, кто птичка,
Веселее в пляс пускайтесь.
Все танцуйте, не стесняйтесь!
(Звучит музыка, дети танцуют.)
4. -Дети, а если вы так хорошо справились с ролью писателей, может нам и в художники податься? Вы хотите изобразить весну? Замечательно.
-Чем можно рисовать, если есть краски, но нет кистей? ( Дети предложили много вариантов: пальчиками, поролоновыми тампончиками, ватными палочками.) Давайте попробуем нарисовать цветущую веточку картоном и бумагой. Не пробовали? Давайте вместе и попробуем! Приготовим гуашевую краску: коричневую, зеленую, синею, фиолетовую. Для удобства использования наливаем её в палитру. Краски наливать немного, на самое донышко. Инструменты рисования у нас - картоны разных размеров, мы используем его; и любые листочки использованной ненужной бумаги, практически, бросовый материал. И ещё нам понадобятся бумага для фона. Необходимо также приготовить какую-нибудь коробку для использованных кусочков картона и бумаги. Всё готово, можно начинать творить!
Рисуем ветку. Выбираем самый большой кусочек картона, складываем ее на пополам, линию сгиба слегка приминаем, но не проглаживаем, как, например, в оригами. Опускаем ребром в краску и делаем отпечаток на листе. Дети, обращайте внимание, что сильно прижимать не надо, дотронулись и подняли, дотронулись и подняли.
После того, как основная линия нарисована, рисуем боковые веточки, по необходимости окуная картон в краску. Кладем использованный картон в коробку, берём кусочек поменьше, складываем пополам и добавляем маленькие веточки.
Рисуем цветочки. Для этого надо скомкать бумагу в комочек, формируем нечто похожее на тампончик, и щедро чпокаем по нашей веточке краской. Наше художество готово.
5. Рефлексия
-Какие вы все молодцы! Одна веточка краше другой. Понравилось вам роль художника?
- С каким материалом мы работали на уроке? В какой технике?
-Возьмите свои работы, выйдите к доске. Посмотрите на работы своих друзей, как вы считаете, все справились с заданием. Чья работа вам понравилась больше всего и почему? (дать оценку каждому ребенку)
6. Итог урока
Выставка, комментирование работ.
-Стихотворение какого поэта слушали?
-Какие чувства вы испытали во время урока?
-Что особенно интересного вы сегодня сделали?
-О чем рассказывает музыка, которая звучала на занятии? (о весне, природе)
-Сегодня на уроке мы проследили взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства в создании образа Весны.
Весна никогда не повторяется - каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.
-Предлагаю закончить наш урок прекрасными словами писателя К. Г. Паустовского: «В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью».
Я благодарю всех за прекрасную работу, за сотрудничество и творчество.
До свидания.