Надежда Малахова
Интегрированный подход в ООД как способ стимулирования познавательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированный подход в ООД как способ стимулирования познавательной активности детей
«Чем больше ребенок видел, слышал, чем больше он знает,
усвоил, чем большее количество действительности он
располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее
при других равных условиях будет его творческая деятельность»
- писал Л. С. Выготский.
Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Ребенок рождается исследователем – это и есть его естественное состояние. Взрослые познают мир умом, а дети через эмоциональное отношение к объекту. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – это важнейшие черты ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Интегрированный подход в ООД как способ стимулирования познавательной активности детей» размещена в разделах
Познавательное развитие детей предполагает :
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
- формирование представлений о планете Земля как общем доме людей;
- формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, и в этот период очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности ребенка. Поэтому, основной задачей для себя в работе с детьми, считаю необходимостью помогать развитию детской познавательной активности.
Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Развитие познавательного интереса включает в себя все функции процесса обучения: развивающую, обучающую и воспитательную. Для этого, в своей работе я использую в комплексе все элементы ранее уже известных и современных методик познавательной исследовательской деятельности, а именно: совместную познавательную исследовательскую деятельность детей со взрослым и самостоятельную детскую деятельность в разных формах: и прикладное творчество; и рассматривание; и наблюдения; и беседы; и сюжетно-ролевые игры; а так же викторины и конкурсы; экспериментирование. Сущность интегрированного подхода состоит в соединении знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом, я решаю несколько задач из различных областей развития, а дети усваивают содержание разных разделов программы параллельно.
Интеграция охватывает все виды деятельности, различные игры, изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную, двигательную. Организовывая организованную образовательную деятельность в соответствии с выбранной темой, я представляю ее в эмоционально-образной форме и в интересной совместной деятельности выступаю в качестве партнера. Предметная среда группы меняется в соответствии с темой, а при выборе темы учитываю следующие факторы:
- реальные события, происходящие в окружающем;
- воображаемые события или описываемые в художественной литературе;
- события специально смоделированные (например вношу в группу предметы, вызывающие интерес, загадку);
- события, происходящие в жизни группы.
Каждый раз я постепенно повышаю эмоциональную насыщенность видов деятельности, для того чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости воспитанников. Стараюсь больше хвалить детей, находиться рядом, и при необходимости успокоить и погладить плечо ребенка. В результате моей поддержки у ребенка возникает возможность быть смелее, решительнее. Интегрированная деятельность снижает утомляемость, перенапряжение воспитанников, а также за счет переключения на другой вид деятельности, что ощутимо повышает познавательный интерес, развивает воображение, внимание, мышление, речь и память.