Надежда Желтобрюх
Интеграция в социум детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната
▼ Скачать + Заказать документы
Крик «Мама!»
Вокруг тишина, и только холодные стены,
Как в омуте пронизывают насквозь.
Женщина в белом халате берет за руку,
Ведет по длинному коридору:
«Теперь это твой дом». Слезы на глазах,
Изнутри еле слышен крик «Мама!»
Современные социально – экономические условия, сложившиеся в России, неоднозначно сказываются на процессе вхождения в самостоятельную жизнь подрастающего поколения. В настоящее время лишь начинают складываться институты поддержки молодежи в ее взрослении. При этом традиционно основную функцию поддержки по отношению к молодому человеку выполняет его семья. Молодые люди, лишенные помощи семьи, зачастую оказываются в сложных, житейских, бытовых, социальных обстоятельствах.
Публикация «Интеграция в социум детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В настоящее время в РФ насчитывается более 1800 специальных образовательных коррекционных дошкольных и школьных учреждений для детей с умственной отсталостью. В них обучается и воспитывается более 280 тысяч детей. Система специальных коррекционных учебно – воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков, с различными отклонениями психофизического здоровья. Данная система является основой института специального образования детей и подростков с умственной отсталостью. Реализация функций это реабилитационная, корригирующая, компенсирующая, социально – бытовая, профессионально – трудовая.
Воспитание в интернатных условиях не обеспечивает в данной должной мере формирование умений, необходимых в самостоятельной жизни, личностных качеств, что влечет за собой неуспешность выпускников в решении задач независимого жизнеустройства. По данным Российского детского фонда, в течение года после выпуска из сиротских интернатов треть выпускников становится преступниками, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый совершает самоубийство. В настоящее время встает вопрос о повышении эффективности реабилитации, социализации и последующей интеграции в современном обществе детейсирот и детей, лишившихся попечения родителей, живущих в домах – интернатах.
Очень важен процесс формирования представлений самого ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот часто бывают искажены (причины) :
• У детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер.
• Жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в школе-интернате, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений в условиях интерната,у ребенка формируется особая ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе.
• Ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности к автономной жизни.
• У детей-сирот с умственной отсталостью затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в интернате, где функция контроля полностью удерживается педагогом.
• Наши обучающиеся имеют интеллектуальную недостаточность разной степени выраженности, у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии.
• Неумение общаться, когда идут поверхностные, поспешные, контакты, тоже влияют на искажение социализации (ребенок то домогается внимания воспитателя, то отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению, проявляется эмоциональная нестабильность, искаженная потребность в любви.
• Идет тяга к бродяжничеству, и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обобщения, для того, чтобы побыть одному, подумать…
• Иждивенческая позиция («нам должны», и «дайте», отсутствие бережливости и ответственности.
• Замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы.
• В доме-интернате жестко регламентирован режим проживания (когда следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т. д., не в полной мере позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Таким образом, эти искажения не дают детям возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с динамикой собственных потребностей. Такой ребенок с трудом будет отвечать на такие важные вопросы, как: «чего я сейчас хочу?», «какой я сейчас?». В качестве компенсаторного механизма в данном случае начнет функционировать психологического слияния со средой («Я хочу того, чего хотят от меня другие», что ведет к утрате границ собственного «Я».
И отсюда встаёт актуальная необходимость специального изучения факторов, которые во многом определяют успех интеграционных процессов, разработку форм и путей организации социальной поддержки и помощи учащимся
Возникает несколько условий, которые в целом предопределяют результативность интеграционных процессов. К основным из них относят: уровень сформированности практических и социально значимых навыков у детей специальных коррекционных интернатов, который позволит им вести самостоятельную жизнь в условиях, когда они не имеют родителей или родственников, способных взять на себя заботы по их жизнеобеспечению объективная оценка детьми – сиротами перспектив будущей самостоятельной жизни готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с умственной отсталостью уровень социальной защищенности выпускников интернатных учреждений.
Огромную роль в организации развивающих условий социализации и реабилитации воспитанников отводится воспитательной и образовательной работе работе. В основу планирования воспитательной работы, берётся формирования личности ребенка на основе комплексного подхода к ее развитию через различные виды деятельности, проведения бесед, встреч, экскурсий, воспитание у него мотивации к осуществляемой деятельности и развитие положительного отношения к ней.
Для поддержания всех основных источников социализации и реабилитации педагогу необходима профессиональная ориентировка. Он должен:
• знать мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы
• учитывать особенности характера и недостатки ребенка
• знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности ребенка
• постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
• должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создавать ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска. А эффективность воспитательного и образовательного процесса, зависит от того, в какой среде он протекает.
• организовывать процесс общения, таким образом, чтобы в ходе него исправлялись, нейтрализовались, устранялись негативные проявления личности.
• организовывать индивидуальную помощь в реабилитации и социализации детей, как один из видов социальной педагогической деятельности представляет собой совокупность процессов, посредством которых развивается, поддерживается или восстанавливается несформированная (или слабо сформированная) социальная личность.
• способствовать организации жизни, учебы, быта. Педагог несет особую ответственность за формирование и закрепление у воспитанников жизненно необходимых знаний и умений, он должен помочь детям приобрести жизненный опыт, выработать у них достаточный уровень самостоятельности, при выборе социально приемлемых ситуаций.
• на основе годового плана, должно быть составлено календарно- тематическое планирование, содержание которого соответствует как возрастным, так и психофизическим особенностям и направлено на развитие положительных личностных качеств.
• должен вести большую работу по формированию навыков самообслуживания и соблюдения санитарно гигиенических норм, проводить беседы о здоровом образе жизни.
• воспитанники должны иметь возможность заниматься в тренажерном, спортивном залах, посещать занятия ЛФК, проходить курсы оздоровительного массажа.
• воспитатели должны уделять большое время проведению ежедневных прогулок на свежем воздухе, воспитывать здоровый образ жизни.
• на внеклассных занятиях в процессе ознакомления с этическими понятиями и принципами воспитатель должен помочь детям укреплять чувства долга и ответственности, вырабатывать ценностные ориентации и убеждения на основе уважения достоинства личности.
• помочь детям осуществлять трудовую реабилитацию с учетом индивидуальных особенностей, обеспечивает социально-бытовую ориентировку.
• осуществляет мониторинг качества воспитанности у детей с умственной отсталостью, определение путей повышения его эффективности.
И в заключение еще хочется сказать о досуге детей. Плодотворное использование досуга – важная задача в педагогическом процессе. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье детей. Досуг способствует выходу из стрессов и лишних беспокойств и, признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку реализовать то лучшее, что в нем есть. В процессе коллективного досугового время провождения происходит упрочнение чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, телепередачи, где открывают для себя мир профессий, мечтают о будущем. Для разнообразия досуга в свободное время можно проводить занятия – практикумы, игры – упражнения, занятия по оригами и т. д. Каждая из названных форм отрабатывается каждым педагогом с позиции коррекционно – развивающей направленности и эффективности этой формы для конкретной возрастной группы. Занятия, проводимые специалистами,способствуют развитию психомоторики, развитию умения наблюдать, анализировать, запоминать раскрытию творческих возможностей, эстетического вкуса познанию окружающего мира.
Дети с умственной отсталостью наравне с другими детьми имеют право на полноценную жизнь. Перед нашим обществом встают задачи интеграции таких детей в социум, воспитания активной жизненной позиции, их социализации в результате проведения реабилитационных мероприятий.