Папки-передвижки

Интеграция в социум детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната

Надежда Желтобрюх
Интеграция в социум детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната
▼ Скачать + Заказать документы

Крик «Мама!»

Вокруг тишина, и только холодные стены,

Как в омуте пронизывают насквозь.

Женщина в белом халате берет за руку,

Ведет по длинному коридору:

«Теперь это твой дом». Слезы на глазах,

Изнутри еле слышен крик «Мама!»

Современные социально – экономические условия, сложившиеся в России, неоднозначно сказываются на процессе вхождения в самостоятельную жизнь подрастающего поколения. В настоящее время лишь начинают складываться институты поддержки молодежи в ее взрослении. При этом традиционно основную функцию поддержки по отношению к молодому человеку выполняет его семья. Молодые люди, лишенные помощи семьи, зачастую оказываются в сложных, житейских, бытовых, социальных обстоятельствах.

Публикация «Интеграция в социум детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната» размещена в разделах

В настоящее время в РФ насчитывается более 1800 специальных образовательных коррекционных дошкольных и школьных учреждений для детей с умственной отсталостью. В них обучается и воспитывается более 280 тысяч детей. Система специальных коррекционных учебно – воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков, с различными отклонениями психофизического здоровья. Данная система является основой института специального образования детей и подростков с умственной отсталостью. Реализация функций это реабилитационная, корригирующая, компенсирующая, социально – бытовая, профессионально – трудовая.

Воспитание в интернатных условиях не обеспечивает в данной должной мере формирование умений, необходимых в самостоятельной жизни, личностных качеств, что влечет за собой неуспешность выпускников в решении задач независимого жизнеустройства. По данным Российского детского фонда, в течение года после выпуска из сиротских интернатов треть выпускников становится преступниками, пятая часть не имеет определенного места жительства, каждый десятый совершает самоубийство. В настоящее время встает вопрос о повышении эффективности реабилитации, социализации и последующей интеграции в современном обществе детейсирот и детей, лишившихся попечения родителей, живущих в домах – интернатах.

Очень важен процесс формирования представлений самого ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей-сирот часто бывают искажены (причины) :

• У детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер.

• Жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в школе-интернате, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений в условиях интерната,у ребенка формируется особая ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе.

• Ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства – утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности к автономной жизни.

• У детей-сирот с умственной отсталостью затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в интернате, где функция контроля полностью удерживается педагогом.

• Наши обучающиеся имеют интеллектуальную недостаточность разной степени выраженности, у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии.

• Неумение общаться, когда идут поверхностные, поспешные, контакты, тоже влияют на искажение социализации (ребенок то домогается внимания воспитателя, то отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению, проявляется эмоциональная нестабильность, искаженная потребность в любви.

• Идет тяга к бродяжничеству, и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обобщения, для того, чтобы побыть одному, подумать…

• Иждивенческая позиция («нам должны», и «дайте», отсутствие бережливости и ответственности.

• Замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы.

• В доме-интернате жестко регламентирован режим проживания (когда следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т. д., не в полной мере позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Таким образом, эти искажения не дают детям возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с динамикой собственных потребностей. Такой ребенок с трудом будет отвечать на такие важные вопросы, как: «чего я сейчас хочу?», «какой я сейчас?». В качестве компенсаторного механизма в данном случае начнет функционировать психологического слияния со средой («Я хочу того, чего хотят от меня другие», что ведет к утрате границ собственного «Я».

И отсюда встаёт актуальная необходимость специального изучения факторов, которые во многом определяют успех интеграционных процессов, разработку форм и путей организации социальной поддержки и помощи учащимся

Возникает несколько условий, которые в целом предопределяют результативность интеграционных процессов. К основным из них относят: уровень сформированности практических и социально значимых навыков у детей специальных коррекционных интернатов, который позволит им вести самостоятельную жизнь в условиях, когда они не имеют родителей или родственников, способных взять на себя заботы по их жизнеобеспечению объективная оценка детьми – сиротами перспектив будущей самостоятельной жизни готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с умственной отсталостью уровень социальной защищенности выпускников интернатных учреждений.

Огромную роль в организации развивающих условий социализации и реабилитации воспитанников отводится воспитательной и образовательной работе работе. В основу планирования воспитательной работы, берётся формирования личности ребенка на основе комплексного подхода к ее развитию через различные виды деятельности, проведения бесед, встреч, экскурсий, воспитание у него мотивации к осуществляемой деятельности и развитие положительного отношения к ней.

Для поддержания всех основных источников социализации и реабилитации педагогу необходима профессиональная ориентировка. Он должен:

• знать мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы

• учитывать особенности характера и недостатки ребенка

• знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности ребенка

• постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

• должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создавать ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска. А эффективность воспитательного и образовательного процесса, зависит от того, в какой среде он протекает.

• организовывать процесс общения, таким образом, чтобы в ходе него исправлялись, нейтрализовались, устранялись негативные проявления личности.

• организовывать индивидуальную помощь в реабилитации и социализации детей, как один из видов социальной педагогической деятельности представляет собой совокупность процессов, посредством которых развивается, поддерживается или восстанавливается несформированная (или слабо сформированная) социальная личность.

• способствовать организации жизни, учебы, быта. Педагог несет особую ответственность за формирование и закрепление у воспитанников жизненно необходимых знаний и умений, он должен помочь детям приобрести жизненный опыт, выработать у них достаточный уровень самостоятельности, при выборе социально приемлемых ситуаций.

• на основе годового плана, должно быть составлено календарно- тематическое планирование, содержание которого соответствует как возрастным, так и психофизическим особенностям и направлено на развитие положительных личностных качеств.

• должен вести большую работу по формированию навыков самообслуживания и соблюдения санитарно гигиенических норм, проводить беседы о здоровом образе жизни.

• воспитанники должны иметь возможность заниматься в тренажерном, спортивном залах, посещать занятия ЛФК, проходить курсы оздоровительного массажа.

• воспитатели должны уделять большое время проведению ежедневных прогулок на свежем воздухе, воспитывать здоровый образ жизни.

• на внеклассных занятиях в процессе ознакомления с этическими понятиями и принципами воспитатель должен помочь детям укреплять чувства долга и ответственности, вырабатывать ценностные ориентации и убеждения на основе уважения достоинства личности.

• помочь детям осуществлять трудовую реабилитацию с учетом индивидуальных особенностей, обеспечивает социально-бытовую ориентировку.

• осуществляет мониторинг качества воспитанности у детей с умственной отсталостью, определение путей повышения его эффективности.

И в заключение еще хочется сказать о досуге детей. Плодотворное использование досуга – важная задача в педагогическом процессе. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье детей. Досуг способствует выходу из стрессов и лишних беспокойств и, признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку реализовать то лучшее, что в нем есть. В процессе коллективного досугового время провождения происходит упрочнение чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, телепередачи, где открывают для себя мир профессий, мечтают о будущем. Для разнообразия досуга в свободное время можно проводить занятия – практикумы, игры – упражнения, занятия по оригами и т. д. Каждая из названных форм отрабатывается каждым педагогом с позиции коррекционно – развивающей направленности и эффективности этой формы для конкретной возрастной группы. Занятия, проводимые специалистами,способствуют развитию психомоторики, развитию умения наблюдать, анализировать, запоминать раскрытию творческих возможностей, эстетического вкуса познанию окружающего мира.

Дети с умственной отсталостью наравне с другими детьми имеют право на полноценную жизнь. Перед нашим обществом встают задачи интеграции таких детей в социум, воспитания активной жизненной позиции, их социализации в результате проведения реабилитационных мероприятий.

Публикации по теме:

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.

Конкурс пословиц в условиях детского санатория для детей 9–10 летКонкурс пословиц в условиях детского санатория для детей 9–10 лет Цель конкурса: вызвать интерес к пословицам как яркой, образной форме народного творчества. Предварительно проводилась выставка книг с.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Рекомендации для родителей «Сидим дома. Чем занять детей в условиях самоизоляции?»Рекомендации для родителей «Сидим дома. Чем занять детей в условиях самоизоляции?» Перед многими родителями первое время в самом начале этой непривычной для всех ситуации – режим самоизоляции, стоял вопрос, а чем же.

Сидим дома. Фокусы для детей в домашних условиях В ожидании Светлого праздника мы готовимся с интересом и вдохновением. Мы можем не просто покрасить яйца и красиво оформить их рядом с куличом.

Сидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 летСидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком дома, самое время для совместного экспериментирования.

Сидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой! В период самоизоляции предлагаю вам материал для совместного экспериментирования. Всем известно, что дети - это маленькие.

Тренажер из крышек «Цветная дорожка» для развития сенсорных способностей у детей в условиях специализированного Дома ребенкаТренажер из крышек «Цветная дорожка» для развития сенсорных способностей у детей в условиях специализированного Дома ребенка Развивающий тренажер «Цветная дорожка» Тренажер состоит из множества цветных крышечек, в монтированных в панель. В зависимости от цели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция в социум детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 09:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеграция в социум детей с ОВЗ в условиях детского дома-интерната» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Желтобрюх (УИ 1407291) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД