Татьяна Маколова
Интеграция музыкальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция музыкальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду
«Правильно организованное обучение
«ведет» за собой развитие»
Л. С. Выгодский
Сегодня в обществе идет становление новой системы российского дошкольного образования, несмотря на то, что оно, несомненно, является одним из лучших в мире.
Времена меняются, а вместе с ними и программы, и требования к ним.
Публикация «Интеграция музыкальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду» размещена в разделах
В связи с введением новых ФГОС требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач.
• сохранение здоровья ребенка;
• развитие базовых качеств личности;
• построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.
Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу
Интегрированный подход к образовательной деятельности (ОД) соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики : образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности : познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.
В соответствии с ФГОС музыкальное развитие ребёнка, обеспечивающее развитие эмоциональной сферы ребенка, эмоциональной отзывчивости на явления и объекты окружающего мира, интегрируется с задачей формирования у детей дошкольного возраста познавательных способностей.
Музыкальное развитие ребёнка подчинено общей задаче интеллектуального развития, формирование познавательной сферы будет более полным, если в него будут включены восприятие музыки и другие виды музыкальной деятельности.
В нашем детском саду мы с музыкальным руководителем решили разработать совместный проект «Музыкальная гостиная»,
в рамках которого реализуется интеграция основных образовательных областей, что позволило организовать работу на более высоком уровне.
Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий, встреч в образовательных учреждениях.
Области интеграции : «Художественно-Эстетическое развитие», «Коммуникативное развитие», «Социально-познавательное развитие», «Физическое развитие».
Одна из принципиальных позиций проекта «Музыкальная гостиная» - это взаимосвязь эстетического (музыкального) и интеллектуального развития ребенка, то есть взаимопроникновение (интеграция) музыки в другие образовательные области – музыкально - образовательную деятельность, которая целенаправленно решает задачу развития музыкального воспитания через интеллектуальный (развивающий) компонент, где интеграция выступает инструментом в создании новых моделей организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Формируем у детей эстетическую восприимчивость к произведениям искусства, воспитывая художественный вкус, сознательное отношение, как к отечественному, так и к мировому музыкальному наследию, приобщая к русскому народному фольклору в тесной взаимосвязи с воспитателями, узкими специалистами дошкольного учреждения через проектную деятельность. Суть работы музыкального руководителя состоит в том, чтобы максимально использовать интегративные связи музыки, живописи и художественной литературы, физической культуры и других образовательных областей для всестороннего развития ребенка.
Такие образовательные области, как музыка и физическая культура всегда были тесно связаны друг с другом. Утренняя гимнастика под музыку, где включены основные виды ходьбы с перестроениями, танцевально-плясовые движения (поскок, галоп, перетопы с поворотом туловища, «присядка» и т. д., проведение подвижных игр под музыку позволяют решать одни и те же задачи, важные как для музыкального воспитания, так и для физической культуры – это сохранения здоровья и развитие физических качеств для осуществления музыкально-ритмической деятельности, укрепление мышц тела, развитие гибкости пластических движений, умение держать осанку, конечно же, формирование ощущения метрической пульсации музыки, умение слышать её окончание, различать музыкальную форму построения, средства изобразительности, характер.
С музыкой стараемся связать все виды деятельности детей в течении всего дня. Например, в течение тематической недели «Международный женский день» дети с удовольствием слушают произведения о маме (В. Осеевой, Ю. Яковлева, Е. Благининой и др., дети сами рисуют портреты своих мам, организовывают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы и бабушки – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам (например, красивое муз/произведение Ф. Шуберта «Ave Maria», организуют совместно со взрослыми концерт для мам.
При знакомстве детей с транспортом включаю такие образовательные области как «Социальное развитие», «Коммуникативно- познавательное развитие», «Художественно-эстетическое». Расширяем представление о труде людей: транспорт создают люди, это результат человеческого труда инженеров, конструкторов, рабочих; формируем у детей эмоционально положительное отношение к создателям транспорта, «чтение художественной литературы» - чтение произведений о транспорте, «познавательное развитие» - знакомство с историей создания транспорта, его многообразии, экскурсии, «художественно-эстетическое развитие» - рассматривание иллюстраций, фотографий на которых изображен транспорт, дети сами его рисуют, можно создать коллективную работу «Машины на улицах города», «музыка» - танцуют, слушают, исполняют любимые песни музыкальных произведений из знакомых мультфильмов.
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
На тематических занятиях «Сказка в музыке», «Образ Бабы-Яги в музыке П. И. Чайковского», «Три чуда», «В пещере горного короля», «Кукла», «Наши игрушки», «Вышла курочка гулять» происходит интеграция образовательных областей: «чтение художественной литературы», «познанавательное развитие», «художественно-эстетическое творчество». Посредством художественной литературы мы развиваем морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Под музыку Д. Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Э. Грига, И. Штрауса, Н. А. Римского-Корсакова дети лепят, рисуют, делают аппликацию, конструируют.
Во время динамических пауз, музыкотерапии, релаксаций включаем спокойную музыку.
Так, в музыкально – дидактической игре «Определи по ритму» перед ребенком стоит задача: увидеть, определить и воспроизвести ритмический рисунок, изображенный на игровой карточке и подобрать знакомую песню со сходным ритмическим рисунком. Подобный процесс требует не просто интеллектуальных, а интеллектуально – творческих усилий для достижения успеха.
Комплекс игровых упражнений «Пчелки» я использую для развития у детей певческих навыков и эмоционального отношения к собственному исполнению. Для пояснения нам необходимо ориентироваться в терминах, общих для музыки и математики : «высоко – низко», «дальше – ближе» и т. п. Таким образом, интегрируясь в различные образовательные области, наиболее успешно решаются развивающие, образовательные задачи, формируется осознанное отношение к своим действиям.
Проводя развлечения «Угадай, на чем играю», «Шутка», «Дождик» дети не только слушают и узнают музыкальные инструменты, но и сами учатся на них играть.
Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.
Результаты работы полностью оправдали наши ожидания: благодаря многогранному познанию классического искусства наши дети стали эстетически воспитаны, эмоционально стабильны и, что особенно важно, позитивно настроены к общению с окружающим их миром. Используя специальные термины дети приобрели такие интегративные качества как «эмоционально отзывчивый», «любознательный, активный», «способный управлять своим поведением, «соблюдая общепринятые нормы и правила».
Дети
-более увлеченно слушают классическую музыку;
-значительное изменение особенности музыкального восприятия : появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;
-более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, активный словарь пополнился новыми словами;
- самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции;
- находят яркие тембровые краски и инструментируют музыку с помощью детских музыкальных инструментов;-
- различают на слух и дают название музыкальных произведений, автора музыки;
- определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
Коммуникативные навыки:
• получает удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;
• преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки;
• имеет адекватную самооценку, статус в группе;
• Различает и называет музыкальные инструменты, умеют о них рассказать;
• Знают и называют произведения цикла, альбома одного композитора;
• Участвуют в инсценировках, музыкальных постановках, музыкальных гостиных.
Родители:
• активный и заинтересованный участник педагогического процесса;
• повышение общей и музыкальной культуры;
• имеет представления о композиторах разных эпох, музыкальных произведениях, различают жанры музыкального искусства;
• слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей;
• посещают спектакли, концерты, где звучит классическая музыка.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция - это системное образование. Интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает положительный результат обучения и воспитания.