Татьяна Невиница
Опыт работы «Инновационный подход к проведению обучающих занятий по ПДД с воспитанниками ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Заголовок.
2 слайд. Обучение детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города в наше время актуально и ни у кого не вызывает сомнения. Связано это с тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нам, взрослым. Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших детей перед реальной опасностью, в частности, и на улице.
Публикация «Опыт работы „Инновационный подход к проведению обучающих занятий по ПДД с воспитанниками ДОО“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
3 слайд. Вот почему уже в детском саду, начиная с младших групп, необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Чтобы к моменту перехода из детского сада в школу ребенок умел ориентироваться в ближайшем окружении,
1 щелчок мышкой - наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владеть навыками безопасного поведения.
Но как сделать эту часть воспитательно-образовательной работы интересной и эффективной?
4 слайд. Сегодня, в век информационных технологий, образовательная деятельность не должна стоять на месте.
1 щелчок мышкой Необходимо обучать детей правилам дорожного движения через все виды деятельности – используя комплексный подход, совершенствуя формы и
1 щелчок мышкой методы работы - чтобы образовательный процесс становился детям интересен, а, следовательно, и результативен.
5 слайд. Работа с детьми.
Работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий в нашем саду начинается с младшего возраста, с последовательным усложнением задач, согласно требованиям основной реализуемой в ДОУ программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и регламентируется «Правилами дорожного движения Российской Федерации».
А также используются программы и методические пособия: Авдеевой Н. Н., Князевой О. Л., Стёркиной Р. Б., «Основы безопасного поведения», Т. Ф. Саулиной «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения».
6 слайд. В процесс вовлечены педагоги, родители, общественные организации. Однако особая гордость детского сада – команда юных помощников инспекторов движения (далее – ЮПИД). Члены команды ЮПИД проводят работу в детском саду по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропагандируют безопасное поведение на дороге, воспитывают правовую культуру не только среди детей, но и родителей. Для этого они изучают ПДД, стараются применять их в повседневной жизни и транслируют знания и умения другим детям начиная с младшей группы.
7 слайд. На занятиях дошкольники узнают, как правильно вести себя на улице и в общественном транспорте, что такое «язык улиц и дорог». Полученные знания они закрепляют в играх, на прогулках, в процессе наблюдений.
8 слайд. Повышение уровня подготовки воспитателей.
Наши современные дети и их родители ждут от педагогов высокотехнологичных приёмов обучения, а для этого необходимо и нам, воспитателям идти в ногу со временем и повышать, обогащать, свой запас знаний, чтобы процесс обучения по ПДД увлекал детей, был им интересен- через:
изучение литературы по теме, через интернет-ресурсы по ПДД;
изучение нормативно-правовых документов по ФГОС ДО;
посещение открытых занятий воспитателей своего ДОУ и района;
участие в педсоветах, семинарах, конференциях;
изготовление игровых пособий;
обобщение результатов на методических объединениях.
9 слайд. Совершенствование учебно-материальной базы.
Для организации учебно-воспитательного процесса и реализации всех поставленных задач по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице в нашем детском саду регулярно обновляется материально-техническая база – уголки ПДД дополняются литературой, различными играми и дидактические пособиями: разрезными картинками (пазлами, дорогой для сюжетно-ролевых игр. Данные материалы являются мобильными, чем и удобны в использовании детям.
10 слайд. Совершенствование учебно-материальной базы.
Все группы пополнили учебно-материальную базу интерактивными папками ЛЭПБУКАМИ, пособиями, которые являются средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных, игровых технологий;
11 слайд. Совершенствование учебно-материальной базы. Чтобы при наименьших затратах времени давать детям необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения, формировать необходимые умения и навыки регулярно пополняем медиа копилку презентациями, видеозаписями, фонограммами аудиозаписей.
12 слайд. А также обновляются уголки ПДД не только для детей, но и для родителей. Чтобы изучение ПДД было более эффективным, взаимодействуем с родителями.
13 слайд. В работе используем :
1. Информационно - аналитические формы (опросы, анкетирование)
2. Познавательные формы (родительские собрания, педагогическую библиотеку, круглые столы, беседы, консультации)
3. Досуговые формы (конкурсы, викторины, развлечения, досуги по ПДД с участием детей и родителей)
4. Наглядно- информационные (оформление буклетов, выпуск газет, фотовыставки, демонстрация видео фрагментов организации занятий).
14 слайд. Роль работы комиссии «За безопасность движения». Также в ДОУ работает Комиссия «За безопасность движения», которая принимает участие во всех мероприятиях и конкурсах, проводимых в ДОУ по ПДД. Это помощь в разработке сценариев, атрибутов, непосредственное участие в мероприятиях (исполнение ролей, а также проведение акций, флешмобов, оказывая тем самым помощь педагогическому коллективу в проведении тематических мероприятий, пропаганде ПДД и отработке практических навыков безопасному поведению на дорогах дошкольниками и их родителями.
15 слайд. Роль работы комиссии «За безопасность движения». Так комиссией «За безопасность движения» в ДОУ создана группа из инициативных родителей - «Родительский патруль» и составлен план работы данной группы :
«Безопасность наших детей – в наших руках!» - с таким девизом «Родительский патруль» детского сада № 28 «Росинка» организует контроль родителей, с целью привлечения внимания общественности к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения детей-пассажиров, детей – пешеходов.
Сопровождая родителей до автомобиля и встречая утром «Родительский патруль», контролируют перевозку детей в ДОУ и домой, убеждаясь, что детей перевозят согласно требованиям безопасности. Нарушителям – родителям вручают памятки «О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», вручают буклеты с информацией о световозвращающих элементах.
16 слайд. А также «Родительский патруль» осуществляет регулярное пополнение памятками и буклетами стендов, изготовленных ранее комиссией за безопасность движения и командой ЮПИД в 2017году - поликлинике хутора. Результатом данной работы стало приобретение и использование автокресел родителями наших воспитанников.
17 слайд. Привлечение сетевых партнеров.
Сетевое взаимодействие является частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования формируемой участниками образовательных отношений: с инспекторами ГАИ проводят встречи на разные темы, связанные с ПДД, участвуют в совместных акциях, праздниках и других мероприятиях, посвященных этой теме.
18 слайд. Привлечение сетевых партнеров. Кроме того, команда ЮПИД тесно взаимодействует с библиотекой СДК х. Кавалерский - сотрудники библиотеки клуба приглашают воспитанников на интересные беседы, в процессе которых знакомят их с дорожной азбукой.
19 слайд. Для успешного ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения используется технология игрового обучения. Она опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды.
В Сюжетно-ролевых играх, играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации.
Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса» и др.). Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).
20 слайд. Настольно-печатные, Дидактические игры – одно из действенных средств в обучении ПДД.
Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей. Особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» «Дорожное лото», «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак», «Найди пару» (разрезанные картинки на две части, «Распредели знаки по группам и др.
21 слайд. У всех в группе есть макет улицы или города. С этим макетом дети работают постоянно : расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т. д.
22 слайд. В НОД, развлечения с героями включаем интеллектуально-познавательные игры, технологию проблемного обучения – создание проблемных ситуаций. В результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаем детям. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др., в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества.
23 слайд. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка.
В творческих работах дети отражают знания и представления о ПДД, делятся опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД.
24 слайд. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель: физическое развитие и укрепление здоровья ребенка совместно с обучением правил дорожного движения К ним относятся:
1. физкультурные занятия
2. подвижные игры
3. утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, артикуляционная)
4. Физкультминутки, пальчиковые гимнастики.
5. физические упражнения после дневного сна
6. физкультурные досуги и развлечения, спортивные праздники
25 слайд. ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:
- виды транспортных средств, их классификация
- группы дорожных знаков
- участники дорожного движения
- загадки по ПДД
Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторины». Они преподносятся детям в увлекательной, занимательной форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются
26 слайд. МНЕМОТЕХНИКА
Цель - развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления.
В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится все более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь. Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций. Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов: --
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано.
2. Осуществление, так называемого перекодирования информации.
3. После перекодирования осуществляется пересказ правил с опорой на картинки, то есть происходит отработка метода запоминания.
27 слайд. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель - помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах, направленная на познавательно-исследовательскую, продуктивную, трудовую, коммуникативную, двигательную деятельность, музыкально-художественную деятельность.
Так впервые в нашем детском саду была проведена научно-практическая конференция дошкольников и их родителей.
Воспитанники старшей разновозрастной группы вместе с мамами провели исследовательскую работу, подготовили презентации и доклады по темам: «Автокресло — это важно и безопасно», «Фликер - защитник светлячок».
Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
28 слайд. В условиях нашего детского сада используется комплексный подход к творческой интеграции технологий, инновационное обучение детей дошкольного возраста, в различных видах образовательной деятельности.
29 слайд. Представляем вашему вниманию показ фрагмента новой дидактической игры для детей подготовительного возраста - -«Смоделируй город и расставь правильно дорожные знаки». Перед детьми находится фрагменты дороги – перекрестки, карточки с дорожными знаками и изображением инфраструктуры: магазины, кафе, заправка, стоянка автомобилей, школа, детский сад. Задача детей – самим смоделировать расположение учреждений и расставить соответствующие знаки. В результате дети
Систематизировать знания о правилах дорожного движения через игру
1. В игровой форме закрепляют знания о безопасном поведении на улицах и дорогах не только глазами пешехода, но и водителя.
2. Совершенствовать представление о ПДД и дорожных знаках.
3. ТРИЗ : выделять противоречия в предметах.
4. Развивают мышление, речь; умение работать в команде;
Игра развивает зрительное восприятие, образное мышление, тренирует память и расширяет кругозор.
29 слайд. Спасибо за внимание.