Светлана Таенкова
Инновационные технологии в развитии эмоционального интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум
МБДОУ д/с №14 Педагог-психолог Таенкова С. В.
Общение в онлайн – это первый враг эмоционального интеллекта. На сегодняшний день погружённость в интернет общение и соц. сети не предоставляют возможности распознать эмоции собеседника и нет необходимости проявлять свои эмоции, их заменили смайлики. Интернет подразумевает возможность перестроиться и удалить ошибку, и тогда мысль не будет наделена эмоциями. Эмоции в онлайне не спонтанны, а продуманы и отредактированы.
Публикация «Инновационные технологии в развитии эмоционального интеллекта» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и понимать эмоции других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект относится к гибким навыкам.
В совокупности интеллект - это способность к решению задач, которая обусловлена социальной средой. Например, ученый, который занимается ядерной физикой и музыкант, играющий в оркестре, решают разные интеллектуальные задачи. Поэтому разным специалистам требуются разные типы интеллекта — чтобы обладать способностями для конкретных областей деятельности.
Невозможно решить все жизненные задачи только за счет логического интеллекта. Например, поэты, художники и музыканты обладают совершенно другим видом интеллекта — творческим. А те, у кого хорошо развит практический интеллект, с легкостью ведут бизнес и управляют другими людьми — даже если не были успешными учениками в школе.
Именно поэтому для педагога очень важен эмоциональный интеллект. Работа с подрастающим поколением наиболее эмоционально затратна и требует ежеминутного самоанализа и эмоциональных проявлений на действия детей. В наши обязанности входит похвалить, пожурить, разъяснить, понять зачем и почему ребенок поступает именно так, а качественно сделать это мы сможем только при стабиль сформированном и развитом эмоциональном интеллекте.
Вводная игра: «Найди компанию с одинаковыми эмоциями».
(игра с участниками)
Каждый по очереди, берет эмоцию, но не знает какая ему досталась. На нее нельзя смотреть. После того, как все возьмут по эмоции, по команде - «Игра» начинают хаотично передвигаться по комнате и не говоря ни слова, не используя жесты ищут для себя компанию. Задача найти группу с одинаковыми смайликами используя только эмоции.
Рефлексия от участников: что понравилось, было ли тяжело/легко не использовать вербальное и жестовое общение? Как вам компания, что хочется поменять?
Эмоциональный интеллект состоит из двух видов, которые чаще всего развиваются последовательно — сначала внутриличностный, потом межличностный интеллект. Хотя бывают исключения, и тогда последовательность меняется. Внутриличностный интеллект состоит из двух компонентов — самосознание и саморегуляция. Самосознание — это способность различать и интерпретировать собственные мотивы, желания, потребности, настроения, порывы и предсказывать их влияние на других людей. А саморегуляция — способность регулировать свои эмоциональные реакции и состояния, управлять своим настроением.
Людям с высокой степенью внутриличностного интеллекта проще выстроить отношения с окружающими — они честны внутри себя, доброжелательны, открыты и оптимистичны. Им легче дается, например, родительство, учительство и прочая коммуникационная деятельность.
Межличностный интеллект тоже имеет две составляющие — эмпатия и социальная умелость. Эмпатия, или понимание других, — это социальная восприимчивость, способность считывать эмоциональное состояние других людей, умение сопереживать. Социальная умелость — способность манипулировать эмоциями других людей и отношениями с ними.
Для чего педагогу нужен и важен высокий уровень эмоционального интеллекта?
Во-первых, когда у человека развито самосознание, у него все в порядке с самооценкой и есть уверенность в себе.
А уверенность в себе — базовое ощущение, которое у многих людей опирается на какие-то внешние оценки, чужие критерии успешности. Но в идеале уверенность в себе должна исходить только из собственной уникальности. Эта уникальность подразумевает, что абсолютно у каждого человека есть свой набор потенциала, который при решении определенного круга задач будет самым лучшим.
Во-вторых, человек, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, способен к самоуправлению — умению контролировать свои эмоции и быть адаптивным, открытым, инициативным, оптимистично настроенным, обладать высокой самомотивацией и продуктивностью.
В-третьих, развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку проявлять социальную чуткость: предупредительность, тактичность и деликатность, понимание отношений в коллективе и умение ладить с людьми. С таким человеком приятно общаться, его хочется слушать и взаимодействовать с ним. И, наконец,
в-четвертых, — управление отношениями: влияние, вдохновляющее лидерство, умение регулировать конфликты, помощь другим в развитии и совершенствовании, сотрудничество и умение работать в команде.
Что мешает развитию эмоционального интеллекта?
Мы свами более, чем кто-то другой понимаем важность и нужность эмоционального интеллекта в жизни человека. Главный вопрос на приеме у психолога: «Что ты чувствуешь?». Именно так человек может проникнуть в истинное переживание и ощутить контакт с самим собой. Переживание — это та область психологии, которая вбирает в себя все: и событие, из-за которого это переживание произошло, и людей, которые втянуты в это переживание, чувства и мотивы человека.
К факторам, которые приводят к регрессу и препятствуют развитию эмоционального интеллекта, относится:
- Надевание на себя чужой одежды.
- Присвоение внешних чувств, эмоций, переживаний окружающих, за свои.
- Неправильное педагогическое воздействие родителей и педагогов: с детства, «учат» ребенка понравиться и угодить - сначала воспитателям и родителям, учителям, а потом и начальству на работе, а недооценка чувственных переживаний не позволяет наработать внутриличностную компетенцию. Помните фразу: «Мало ли, что ты хочешь? НАДО — и все!»?
- Страх эмоциональной жизни тоже тормозит развитие эмоционального интеллекта. Часто это явление наследственное: родители боялись выражать эмоции, и ребенок тоже боится.
- Неумение чувствовать, алекситимия; не слишком развитая рефлексия, отсутствие опыта описания внутренней жизни (человек не может ответить на вопрос о том, что он чувствует, и начинает описывать то, что он думает, или события, которые привели его к такому состоянию) Провоцируют ее развитие : спешка и занятость, сбой ритмов — ориентация на «внешнее и объективное», игнорирование собственных внутренних процессов. Показная эффективность и успешность, попытки ее измерить (к этому фактору можно отнести, например, оценочную систему в школе, страх быть «не таким», перфекционизм, комплекс отличника, незнание себя, своей индивидуальности, собственного обаяния и харизматичности, показная взрослость и разумность.
- Ориентировка на результат, а не на процесс. Самое главное, что, может дать ребенку учитель начальных классов — это любовь к учебе, независимо от оценок и способностей. Результат, безусловно, важен, но с точки зрения стратегии жизни, процесс важнее результата. Ведь когда процесс не интересен, человек не может быть продуктивен в какой-то сфере. Именно процесс ведет к мастерству и успеху.
Как развивать эмоциональный интеллект?
«Возьмите за аксиому: если вы не развиваете эмоциональный интеллект у себя, развить его у детей тоже не получится».
1. «Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта»
1. 1. «Список эмоций»
(Практическая работа с участниками)
«Перед Вами список эмоций“. Выберите 3 цветных карандаша или выделителя и обозначьте каждую эмоцию разным цветом :
1 цвет. Что вы распознаете хорошо.
2 цвет. Что вам знакомо меньше.
3цвет. Какие эмоции вы не понимаете вообще.
Так вам будет проще понять, чувствование каких эмоций нужно развивать, и в чем ваша сильная сторона. Держите список перед глазами, чтобы ориентироваться в том, что вы сейчас чувствуете».
1.2. Игра «Где живет эмоция»
Правила игры: участник берет из шляпы любую эмоцию и проговаривает : где, в какой части тела у него живет эта эмоция, когда она выходит погулять?
Затем берет следующую и анализирует, определяя место в теле. Так 2-3 эмоции на каждого участника.
1.3. Признаки, которые указывают на низкий уровень эмоционального интеллекта (самодиагностика) :
• поддаётесь стрессу
• не можете распознать свои эмоции
• легко обижаетесь
• долго переживаете из-за ошибок
• подавляете негативные эмоции
• склонны обвинять других людей,
• испытываете трудности с установлением личных границ
• агрессивны в общении с людьми
• чувствуете себя непонятым.
Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста?
Исследования эмоционального интеллекта доказывают, что лучшими лидерами становятся те, кто умеет думать в долгосрочной перспективе, вдохновляет людей вокруг себя и может построить сильную команду.
2. Диагностика эмоционального самоконтроля у детей.
Представьте, что вам четыре года и перед вами поставлен нелегкий выбор: съесть зефирку немедленно или подождать 15 минут, не поддавшись искушению, и удвоить угощение. Серьёзное испытание, особенно для малыша. Этот «зефирный тест», который провели в Стэнфордском университете в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля, показал, насколько важна способность контролировать эмоции и сдерживать порывы. Дети, устоявшие перед соблазном, повзрослев, стали более успешными, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными трудностями.
2.1. Способы и техники
1. Осознавайте свои сильные и слабые стороны — умейте их называть, понимать причины, давать направление реализации.
2. Называйте свои и чужие эмоции — чем больше набор слов, тем выше чувствование.
3. Отвечайте себе на вопрос: «Что я сейчас чувствую?».
4. Проявляйте наблюдательность и интерес к эмоциям окружающих.
5. Проявляйте эмпатию.
6. Старайтесь научиться позитивному мышлению, влияйте на свое настроение.
7. Будьте готовы прийти на помощь тем, кто нуждается.
8. Уделяйте внимание невербальному языку — мимика, осанка, походка, позы, жестикуляция и прочее.
9. При неудачах проявляйте благодарность за полученный опыт.
10. Регулярно меняйте стиль, методы и технологии работы, внедряйте новые методические материалы.
11. Создавайте себе новые обучающие условия и старайтесь адаптироваться к ним, идите в свой страх, выходите из зоны комфорта.
12. Научитесь признавать свою вину и при этом старайтесь преодолевать страх перед ошибками.
13. Снижайте перфекционизм.
14. Проявляйте способность отключаться и переключаться.
15. Будьте готовы чувствовать, слушать и слышать.
3. Как развить эмоциональный интеллект у детей?
- Обсуждайте книги и фильмы: определяйте чувства героев, связи между их чувствами и поступками. То есть, не только выделяем хорошо и плохо, но и то, как чувствует себя персонаж, пусть дети смело учатся наделять персонажей эмоциями.
- Обсуждайте сопереживания ребенка героям произведений.
- Высказывайте свое отношение к героям.
- Практикуйте командную работу, построенную на кооперации, где каждый участник мотивирован.
- Выстраивайте среду, в которой хочется учиться и прокачиваться в каких-то навыках.
- Организовывайте, если это возможно, взаимопомощь в группе.
- Задавайте настроение перед занятием (через веселую шутку, занимательную историю из жизни, умный анекдот, комментарии погоды или своего настроения.).
- Проводите минутки осознанности. Вместе с детьми прямо на занятии можно помолчать, подышать, успокоиться: очистить голову от мыслей, посмотреть в окно.
- Приводите яркие примеры-истории (вымышленные коррекционные рассказы, как кто-либо справился с какой-то ситуацией.
- Называйте чувства ребенка: «ты сердишься? Или ты рад?»
- Называйте свои чувства: «Я переживаю, что вы не услышите правило игры» и волнуюсь, что игра пройдет скучно». Это выводит контакт с детьми на другой уровень открытости.
Книги, которые стоит прочесть Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект» Джон Готтман, Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей» Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни»
4. Ожидаемые результаты и к чему нужно стремиться.
Человек с высоким эмоциональным интеллектом :
- Различает свои эмоции. Способность отслеживать чувства — ключ к пониманию себя. Люди, отличающие злость от тревоги, меньше сомневаются и быстрее действуют.
- Умеет контролировать эмоции. Способность успокоиться в нужный момент, унять тревогу и раздражение позволяют действовать эффективнее и быстрее приходить в норму после неудач.
- Мотивирует самого себя. Чтобы сосредоточиться на учёбе или рабочей задаче, нужно привести эмоции в порядок. Проще смотреть YouTube, чем делать уроки, и проще съесть зефир сразу, чем мучительно ждать. Навык и искусство контроля эмоций делает личность продуктивной.
- Распознаёт эмоции других людей. Это качество также называют эмпатией.
- Поддерживает взаимоотношения. Здесь дело по большей части заключается в ценности и правильном обращении с чужими эмоциями.