Ольга Александровна Акифьева
Инновационные технологии в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Инновационные технологии в познавательном развитии дошкольников»
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных технологий и методов работы с дошкольниками. Профессор Л. А. Венгер и сотрудники его лаборатории исследовали основные закономерности развития познавательных способностей дошкольника и выяснили, что познавательные (когнитивные) способности включают в себя: сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные способности тесно связаны с восприятием ребенка предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Восприятие - первая ступень познания мира; на основе его образов строятся память, мышление и воображение. Интеллектуальные способности обеспечивают легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку найти оригинальные способы средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры (сюжет) и замысел рисования, лепки и др.
Публикация «Инновационные технологии в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
Познавательные способности обеспечивают ребенку познание предметов и явлений окружающего мира, и они тесно связаны с познавательными процессами.
И так рассмотрим развитие способностей через развивающие технологии.
В последнее десятилетие для развития дошкольного образования характерны инновационные процессы. А. А. Майер отмечает, что основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих проявлению качественных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Вопросы осуществления инноваций в дошкольном образовании освещены в работах B.C. Лазарева, Н. Д. Малахова, A.M. Моисеева, М. М. Поташника и др. По мнению М. В. Кларина, педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
Таким образом, инновационный процесс – это комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель содействовать становлению ребенка как личности. А педагогические технологии способствуют этому.
Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании :
- научные исследования;
- социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах;
- творческая вариативность педагогов;
- заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДО осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология и др.
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
2. Коллекционирование (классификационная работа)
3. Путешествие по карте
4. Путешествие по «реке времени»
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи :
• Идти в ногу со временем
• Стать для ребенка проводником в мир новых технологий
• Наставником в выборе компьютерных программ
• Сформировать основы информационной культуры его личности
• Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДО:
• Исследовательский характер
• Легкость для самостоятельных занятий детей
• Развитие широкого спектра навыков и представлений
• Возрастное соответствие
• Занимательность
Личностно — ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый — ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.
Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.