татьяна назарова
Опыт работы «Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Назарова Татьяна Павловна
Воспитатели МКДОУ №7 «Чебурашка»
г. Мирный, 2021г.
1 слайд. Уважаемые коллеги! Представляем Вашему вниманию опыт работы по использованию инновационных форм работы с дошкольниками по экологическому воспитанию.
Публикация «Опыт работы „Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2 слайд. Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым. Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы, рассматривание, непосредственно образовательная деятельность, практическая деятельность) мы применяем и инновационные формы и методы.
3 слайд. Приведем примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников.
Инновационные формы и методы :
«Экологические игры»
«Письмо-жалоба»
«Экологический квест»
«Геокешинг»
«ИОС» (Игровые обучающие ситуации)
«Метод экологической идентификации»
«Макетирование»
«Проектно - исследовательская деятельность»
«Экологические акции»
«Экологический ай - стоппер»
«Экологический сторисек»
«Экологический микрофон»
«СОРСИ» (Сюжетно – отобразительная развивающая спортивная игра)
«Активные формы работы с семьёй»
4 слайд. «Экологические игры» помогают нам, педагогам, в более доступной форме донести до детей смысл сложных природных явлений; развивают познавательные способности у детей; уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Содержанию сюжетно-ролевых игр мы придаем экологический характер : «В лес за грибами и ягодами», «На рыбалку вместе с дедом», «Путешествие по горам», «К бабушке на грядку» и т. д. Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я – цветок ромашка», «Я - осенний дождь», «Я - маленький лягушонок», «Я- фермер» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности.
5 слайд. «Письмо-жалоба» Интересным приёмом в работе с детьми, является получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т. д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты.
6 слайд. «Экологический квест» Использование квест – игры в работе по экологическому воспитанию детей, помогает систематизировать знания по экологии. Формировать целостное представление о природных явлениях, взаимосвязях объектов живой и неживой природы. Мы провели Квест- игру «Мы природе верные друзья». Дети получили маршрутный лист, в котором было указано место расположения каждой из станций. На каждой станции дети выполняли ряд заданий: «Помоги животным», «Очистить водоем», «Посади дерево», «Освободи птиц», «Помоги насекомым». Станции проходили по мере их следования в маршрутном листе. На каждой станции вручалась часть пазла, который в конце игры вместе собрали и раскрыли загадку - сюрприз.
7 слайд. «Геокешинг» – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Цель геокешинга – пропаганда здорового образа жизни через спортивно – познавательную игру. Заранее готовится «клад». Это может быть угощение (шоколадка, конфеты, игрушка или сувенир, канцтовары, украшения. По заданию дети должны найти клад, руководствуясь подсказками взрослого - надо находить чужие тайники и прятать свои по загадкам, по приметам, по карте, с помощью компаса. В нашей группе мы провели геокешинг «В поисках пиратского клада». Составили «Карту сокровищ», с помощью которой дети искали клад. Детям очень понравилось, они с большим интересом выполняли задания и когда в конце игры отыскали клад, немножко даже расстроились, что больше нет заданий.
8 слайд. «ИОС» Применяем в своей работе и игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями: «Лесовичок беседует с детьми о деревьях», «Кикимора идет на болото», «Баба Яга ловит рыбку», «Василиса премудрая помогает животным». Игровые обучающие ситуации типа путешествий также пробуждают познавательный интерес к природе. Путешествия это собирательное название различного рода игр в посещение, поездки, походы. Посещая интересные места - леса, зоопарка, музеи, фермы, дети в игровой форме получают новые знания о природе.
9 слайд. «Метод экологической идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей…», «Я – сломанное дерево…», «Я - птенчик, выпавший из гнезда …», «Я- засохшее комнатное растение».
10 слайд. «Макеты» - это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование, как экологически ориентированный вид деятельности, способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. С помощью них мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющие их потребностям. Работу по макетированию мы начали проводить в старшей группе. Закрепляя знания детей о домашних животных, мы изготовили макет «Скотный двор», который применяли на познавательных занятиях и в дидактических играх, где дети закрепляли названия животных, особенности внешнего вида, повадки, условия их содержания и питания. Очень интересно наблюдать, как дети организовываются на игру, распределяют персонажей на макете, общаются, вступая в ролевые отношения.
Работу по макетированию мы продолжаем и в подготовительной группе. В нашей группе были организованы такие проекты: «Эта удивительная Арктика», «Загадочная Антарктида», «Пустыня», «Природа нашего края», «Степь», «Горы».
11 слайд. «Проектно - исследовательская деятельность» является также частью работы по экологическому образованию и воспитанию детей. Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволяет педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь. Реализуя проект «Огород на подоконнике», чтобы подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений, проращивали семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Чтобы подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в теплое место, другое в холодное и наблюдали за их ростом.
12 слайд. «Экологические акции» Дети, совместно с родителями активно стали участвовать в проведении экологических акций, праздников, осознанно понимая необходимость защиты природы, Земли от разрушения, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Дети сплотились с родителями, которые являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей. В нашей группе мы принимали участие в акциях «Посади дерево - сохрани лес», «Сохраним ели», «Сбережем лес от пожаров», «Кормушки для птиц», «Чистая территория - чистый дом», «Сдай макулатуру - сохрани дерево».
13 слайд. «Экологический ай - стоппер» - ловушка для глаза - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Многих современных детей отличает «клиповое мышление», воспитанное экранной культурой телевизоров, компьютеров и айфонов. Для привлечения их внимания необходимо что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Этой особенностью мы воспользовались для создания экологических ай-стопперов, призванных обратить внимание, приковать взгляд к экологическим объектам, интерес к которым мы хотим в ребенке пробудить. Ай - стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи, которые дети 5-7 лет уже вполне могут прочитать. Сильнейший ай-стоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего. Также используются разнообразные нестандартные и смешные изображения животных, растений, людей. Это могут быть как различные виды плакатов, информационных листков : «Ядовитые растения и грибы», «Опасные насекомые», «Береги родную природу - не оставляй после себя мусор!» и т. д.
14 слайд. «Экологический сторисек» (мешок историй)– это интересный современный вариант такой традиционной формы работы с детьми, как «чтение вслух». Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, научно-популярная, энциклопедическая литература по теме, аудиокассета или компакт-диск, дидактическая либо развивающая игра, и многое другое. Формат «экологического сторисека» предполагает выбор какой-либо детской экологической художественной книги для чтения вслух и подготовку комплекта методических материалов к этой книге, что, несомненно, поможет сделать чтение более интересным, а процесс усвоения экологических знаний - увлекательным. Задачи сторисека: чтение хорошей детской литературы экологической направленности, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного восприятия окружающего мира, навыков обсуждения, стимулирование интереса к природе и природоохранной деятельности.
15 слайд. «Экологический микрофон». В ходе беседы дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства. Эта форма работы помогает формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, а так же развивает критическое мышление дошкольников.
16 слайд. СОРСИ Современная сюжетно - отобразительная развивающая спортивная игра, включающая в себя синтез различных видов деятельности, объединённых одним общим сюжетом. Игра состоит из испытаний, каждое испытание включает в себя два этапа: двигательный и познавательный. Испытание проходит в течение 5-7 минут. СОРСИ экологической направленности можно включать в итоговые мероприятия в виде эстафет: «Соберем съедобные грибы и ягоды», «Поможем затушить возгорание в лесу», «Чистая земля, чистая река», «Животные «Красной книги» и другие».
17 слайд. «Активные формы работы с семьёй» Проблему формирования экологической культуры мы решаем с помощью родителей. Родители приглашались на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Были проведены такие мероприятия как: «Зов Джунглей», «Поговорим о птицах», «Я дерево сегодня посадил - я целый мир сегодня сотворил», «В гости к нам пришла улитка», «Экологический микрофон». А также давались домашние задания, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; помощь в создании развивающей среды; благоустройство участков на территории детского сада; сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях.
18 слайд. Заключение. В процессе работы были замечены такие изменения, как: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу, появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы, появился интерес к природе своего города, республики. Таким образом, видно, что данные формы и методы экологического образования детей в ДОО и в повседневной жизни достаточно эффективны. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу. Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, формированию экологически грамотного поведения детей их родителей в разных видов деятельности.
19 слайд. Используемая литература:
1. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники : учим, развиваем, воспитываем).
2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
3. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М. : Линка-Пресс, 2004. – 72с. : ил.
4. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008. - 256 с. -
5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336с
20 слайд. Спасибо за внимание!