Татьяна Поздина
Конвергентное образование в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Конвергентное образование в ДОУ
Слайд № 1
Задача для дошкольного воспитания – формирование и развитие мобильной личности, способной к самостоятельному поиску знаний, принятию решений на основе самостоятельно полученной информации. Ребёнок со сформированными предпосылками универсальных учебных действий наиболее успешен в жизни.
Цель: повышение уровня современной естественнонаучной компетентности воспитанников, их подготовка к продолжению образования и деятельности на следующей ступени образования – школе.
Слайд № 2
Публикация «Конвергентное образование в ДОУ» размещена в разделах
Конвергентное образование - это целенаправленный процесс формирования ключевых компетенций воспитанников, а именно: ценностно-смысловой, культурно-досуговой, учебно-познавательной, социально-трудовой, коммуникативной и компетенции личностного самосовершенствования, которые необходимы для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных технологий.
Компетентность ребёнка дошкольного возраста – это совокупность умений, позволяющих ребёнку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых (по возрасту) и разноплановых социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы.
Становление компетентности возможно в том случае, если у ребёнка есть права – компетенции.
Ключевые компетентности трудно разделить (дифференцировать). Интегративность (взаимопроникновение) – это свойство компетентности как явления. Но степень выраженности каждой из них у разных детей (людей) может быть разной.
Компетентность избирательна, если человеку важен, интересен предмет, то компетентность проявляется мощно и многосторонне. Потребность ребёнка, его интерес, основанный на внутренних мотивах, побуждает ребёнка концентрировать все свои силы на чём-то конкретном, быть инициативным, активным, проявлять рефлексию, осознанность в действиях.
В дошкольном возрасте можно говорить только о становлении, началах ключевых компетентностей. В любой деятельности (нанизывание колец в пирамидке, завязывание шнурков, организация совместной сюжетно-ролевой игры с друзьями) ребёнок проявляет и знания, и практические умения, и опыт, и свои нравственные качества. Знания, умения, опыт находятся в диалектическом единстве: и накапливаются в процессе деятельности, и приобретаются в этом процессе. Компетентность, как понятие интегративное, включает знания, умения и навыки, и опыт, и отношение.
Ключевые компетентности – это умения. Существует два толкования понятия «умение» :
в узком, конкретном смысле умение – результат, «автоматизированное действие»;
в расширенном смысле умение – процесс деятельности, вбирающий в себя и знания, и опыт, и отношение к знанию, действию, окружающим. Для описания компетентности ребёнка дошкольного возраста используется расширенное определение понятия «умение» : всё находится в действии, в процессе становления, и в нём же реализуется.
Компетентности вне деятельности не существуют, компетентность – успешное действие в конкретной ситуации. Следовательно, образовательный процесс, который обеспечивает инициативу, активность, самостоятельность, рефлексивность, ответственность ребёнка – это процесс становления и проявления компетентности в общении, в социальных контактах, в планировании, в деятельности, в получении знаний.
Активность, самостоятельность в деятельности, в общении, в использовании разнообразных источников информации, в социальных контактах входит в ценностно-целевые основы любой современной образовательной программы.
Слайд № 3
В чём заключается конвергентный подход в образовании детей дошкольного возраста?
1. Это новый формат образовательного пространства – конвергентный подход. Обучение является эффективным только при условии, что пространство образования становится и пространством решения задач развития.
2. Обогащение и расширение воспитательно-образовательного потенциала основной образовательной программы через конвергенцию парциальных образовательных программ. Формирование предметных компетенций – междисциплинарный подход.
Использование инновационных технологий опережающего развития.
3. Сетевое взаимодействие с социумом и использование ресурсов города, хотя с дошкольниками это достаточно ограничено.
Слайд № 4
Ключевые принципы конвергентного образования
• синтез образовательных областей;
• переориентация образовательной деятельности на проектно-конструктивную;
• модель познания - конструирование;
• обучение различным видам деятельности;
• сетевая коммуникация.
Слайд № 5
Новые акценты в содержании образования :
• формирование навыков и умений для реальной жизни;
• конвергентное образование;
• образование в условиях техносферы и информационных технологий;
• ранняя предпрофориентация, возможность «проникнуть» в профессию.
Слайд № 6
Приоритеты в содержании образования :
• личностно-ориентированный подход;
• переориентация образовательной деятельности от познавательной к проектно-конструктивной;
• модель познания – проект, конструирование;
• обучение через деятельность.
Слайд № 7
С понятием «конвергентное образование» мы познакомились. А что же такое «конвергентное обучение»? Это проект, направленный на формирование такой междисциплинарной среды, как в непосредственно организованной деятельности, так и в свободной организованной деятельности, в которой дети дошкольного возраста будут воспринимать мир как единое целое, а не как изучение на занятиях в детском саду отдельных образовательных областей.
Слайд № 8
Чтобы было понятно, как все вышесказанное воплощается в работе с детьми дошкольного возраста, предлагаю познакомиться с проектом «С конфетой по свету», который проходит в этом учебном году в старшей и подготовительной группах.
У каждого проекта есть маршрутный лист. Весь материал распределён по месяцам, и определено содержание работы.
Пример проектной деятельности в старшей группе на ноябрь месяц.
ноябрь Как много разных конфет, но всё же есть конфеты шоколадные, а есть карамельные. Карамелька, она какая? Из чего сделана?
*сахар – какое это растение, где растёт? Как собирают? Как получают сахар? (завод, профессии).
*из чего делают начинку в карамели? Начинка может быть молочная или плодово-ягодная.
*молочная начинка (корова, трава, сено, живёт с человеком; труд на селе: животновод, доярка – молочный завод-кондитерская фабрика);
* фруктовая начинка: где растут фрукты и ягоды – труд людей: садовод, огородник – как и где перерабатывают – кондитерская фабрика.
Шоколадные конфеты
Что такое шоколад? Это растение или его добывают из земли, как уголь? Где растёт? Как выращивают? Как собирают? Как перерабатывают? – кондитерская фабрика.
Познавательная беседа,
рассуждение, дискуссия.
Рассказ воспитателя
ООД,
д/игры,
с/р игры.
Опыты с сахаром
Знакомство с географической картой, глобусом.
Заключительный этап проекта – представление проекта. Дети, родители и воспитатели сделали представление проекта в презентации, которую и предлагаю вашему вниманию.