Татьяна Петровна Иванова
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
“Мы просто обязаны, создать нормальную систему образования
для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников
в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста
не чувствовали себя изолированными от общества”.
Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечивает доступ к обучению для всех, в том числе и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это направление является самым активно развивающимся в учебно-воспитательной практике и позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться к социуму.
Публикация «Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Л. С. Выготский один из первых обосновал идею инклюзивного обучения. В своих работах ученый указывал, что коррекционная школа, воспитывающая детей с ограниченными возможностями здоровья, создает условия, в котором фиксирует внимание ребенка на своем недостатке, и не вводит ребенка с ограниченными возможностями здоровья в настоящую жизнь. Можно отметить, что главной задачей воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья являются его интеграция в общество, обеспечивая ребенку равные условия для полноценного развития, и получения образования.
В настоящее время остро встает проблема организации инклюзивного образования в дошкольных учреждениях, где на равных условиях совместно воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети в норме.
Для перехода к инклюзивному образованию в дошкольной образовательной организации необходимо создать условия в сфере, методического, психолого-педагогического, коррекционно-развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо пересмотреть основные группы условий:
Внести изменения в действующую нормативно-правовую базу дошкольной образовательной организации реализующую инклюзивную практику : разработать регламенты взаимодействия с внешними организациями (устав, приказы, положения, локальные акты, правила внутреннего распорядка, материальное стимулирование).
Организовать информационно-просветительское обеспечение инклюзивного образовательного процесса для создания толерантной культуры, взаимодействие с внешними организациями и родителями.
Обеспечить повышение квалификации и переподготовки педагогического коллектива к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики.
Разработать образовательные программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечить возможность освоения образовательных программ, используя различные формы, методы и приемы организации работы, применяя интерактивные и инновационные педагогические технологии.
Инклюзивное обучение, несомненно, должно учитывать интересы всех субъектов образовательного процесса : детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей; воспитанников групп общеразвивающей направленности, их родителей; педагогического коллектива; структур дополнительного образования; обеспечивая взаимопонимания между всеми участниками инновационного проекта.
Следует отметить, что введение инклюзии в образовательную систему не должно приводить к уменьшению значения специального образования, так как инклюзивное образование выступает как одно из направлений образования.
Для осуществления целенаправленного, разумного внедрения инклюзивной практики в социум, необходимо определить методологические позиции как основания построения концепции инклюзивного образования.
Принципы, методы, представления, определяющие сущность и закономерность развития инклюзивного образования в большей степени опираются на методологические основания науки, представляющие собой совокупность исходных философских основополагающих позиций.
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка. С учетом ограниченных возможностей здоровья, составляются индивидуальные программы развития ребенка, которые построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии его развития.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка, является важным условием успешности инклюзивного образования, в котором обеспечивается условия для самостоятельной активности ребенка. Реализация в организованной деятельности этого принципа решает задачу формирования социально активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников инновационного проекта предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения положительного взаимодействия в процессе совместной деятельности: совместное планирование и проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели положительного социума.
Принцип междисциплинарного подхода. Разработка методов, средств воспитания и обучения требует комплексного, междисциплинарного подхода, учитывая индивидуальные характеристики каждого ребенка.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной и доступной развивающей среды (развивающие и дидактические пособия). Использование в педагогической деятельности инновационных и информационных методов и средств и приемов обучения.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, тесно сотрудничают с родителями воспитывающих детей данной категории, оказывая им консультативную помощь. Педагоги внимательно относятся к запросу родителей по вопросам коррекционно-развивающего, психолого-педагогического сопровождения.
Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и педагогического взаимодействия со своими сверстниками. Однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную для его развития модель образования, но иногда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья целесообразней будет предоставить возможность обучаться в специализированном учреждении, включив его в совместные досуговые и образовательные программы дошкольного учреждения.
Большинство современных исследователей в области педагогики строятся на взаимообогащающих друг друга подходах: системном, антропологическом, синергетическом, личностно-ориентированном, деятельностном, компетентностном.
Идея инклюзивного проекта основана на концепции «включающего общества». Это означает изменение общества таким образом, чтобы оно благоприятствовало включению другого человека с ограниченными возможностями здоровья в общество. Готовность общества к изменениям навстречу другому важная предпосылка успешной инклюзии, и она должна воспитываться.
Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своем развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.