Екатерина Никонорова
Опыт работы «Информационные технологии в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ООО»
Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
Без создания новых форм обучения в условиях ФГОС невозможно повышение эффективности образования. Для учителя новые возможности в преподавании своего предмета открывает использование информационно-компьютерных технологий. Уроки и классические, и интегрированные, сопровождающиеся мультимедийными презентациями, с использованием компьютерных тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, развить навыки самоорганизации, самообучения, облегчить решение практических задач. И здесь, конечно, возрастает значение компьютера, графические возможности которого позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информацию в сочетании с символьной. Программа Аdobе Рhotoshор используется для работы с фотографиями объектов труда, прототипами изделий. Графический редактор Раint можно использовать при выполнении чертежей деталей изделия и схем поузловой обработки и сборки изделия. Word, MyTest применяется при создании технологических карт, тестов, карточек-заданий и т. д. Проверка знаний учащихся с помощью компьютера значительно ускоряет процесс подведения итогов работ, выполненных обучающимися, и при их оценке снижает количество ошибок.
Публикация «Опыт работы „Информационные технологии в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ООО“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) создают широкие возможности для развития современного образования, индивидуализации обучения, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения многих педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся. ИКТ открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, оживляет его Использование такой наглядности повышает мотивацию учащихся, способствует их активизации, делает процесс обучения более интересным.
Презентация на уроках технологии позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых работ, которые одновременно под руководством учителя выполняются всеми учащимися класса в группах. Обучающиеся могут наблюдать за процессом изготовления изделий на экране монитора и выполнять действия по аналогии. Учитель не просто сухо дает информацию, а ведет беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, активизируя познавательную деятельность, заставляя их актуализировать знания, полученные по другим предметам, анализировать получаемую информацию, высказывать предположения, обобщать, делать выводы, развивая мышление. На слайдах презентации могут находиться всевозможная информация : технологическая карта выполнения изделия, бланк отчета о проделанной работе, формы вывода и многое другое.
А компьютерное тестирование повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность, создает возможность быстрой обратной связи учителя и обучаемого. Безусловным преимуществом является мгновенное получение оценки каждым учеником после выполнения теста. Это одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, с другой - значительно экономит время учителя при проверке работ.
Примером подобного урока может послужить, проведенный мной в 7 классе интегрированный урок «Ткани химического происхождения и их эксплуатационные свойства». Новую информацию девочки получали не только «из уст» учителя, но и из слайдов презентации. С помощью компьютера они выполняли лабораторную работу по изучению свойств различных тканей, делали выводы. Проверка знаний и их закрепление происходили при помощи компьютерных тестов с немедленным оцениванием результата. Рассматривая варианты народных костюмов, традиционных славянских кукол, отвечали на вопросы учителя, подбирали материал для практической работы. С помощью графического редактора выполняли эскизы кукол в цвете. Изготовление выбранной куклы выполнялось с помощью технологических карт, размещенных на слайдах презентации. Кто выполнял работу, приступал к составлению синквейна на компьютере из предложенных слов. По окончании урока на этапе рефлексии обучающиеся дали оценку уроку в таблице. Работы были оформлены на стенде с изображением русской избы.
Использование ИКТ вызывает у обучающихся эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели – успешной социализации и интеграции детей в информационном обществе. Уроки, проведенные с использованием ИКТ, способствуют решению одной из основных задач образования - развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном пространстве, обеспечению конкурентоспособности на современном рынке труда.