Алла Елканова
Информационная технология — комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих эффективность и производительность труда
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.
Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное
достижение – использование ИКТ в работе с детьми. И я не исключение.
Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в
Публикация «Информационная технология — комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих эффективность и производительность труда» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
дошкольных учреждениях представить себе жизнь без компьютеров не возможно. С помощью компьютера мы пишем рабочие программы, конспекты занятия, доклад, отчёты и. т. д.
Компьютер стал лучшим помощником педагога как при работе с детьми и родителями.
Готовясь к занятию, педагог задумывается: «Как улучшить образовательный
процесс?». И приходит в голову мысль достаточно очевидная - реализовать принцип
наглядности в полной мере, с помощью ИКТ - это очень легко.
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная
проблема современного дошкольного воспитания.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий : информационными и
коммуникационными.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств,
обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства
взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном
обществе.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно- воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным
мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.
Каковы же основные направления развития ИКТ?
• Использование компьютера с целью передачи и хранения информации.
• ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
• ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы.
• ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.
Я представлю основные формы использования ИКТ в своей работе:
• Подбор иллюстративного материала к ООД, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
• Подбор дополнительного познавательного материала к ООД (наглядный материал);
• Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов.
Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занятия.
• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении
• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
• Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности ;
• Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, - в области информационных технологий :
• Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;
• Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;
• Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.
Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ,
стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.