Любовь Кириченко
Индивидуализация образовательного процесса через развитие познавательного интереса у детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Введение в действие Федерального закона «Об образовании Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, определяет дошкольное образование как уровень общего образования и неотъемлемую часть системы непрерывного образования, основной целью, которого является становление и развитие личности ребёнка. Для того чтобы раскрыть основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования достаточно заглянуть в общие положение ФГОС в пункте 1.4.
Публикация «Индивидуализация образовательного процесса через развитие познавательного интереса у детей раннего возраста» размещена в разделах
В соответствии с данным принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д.
А почему не бывает одинакового развития детей?
Да, во-первых, потому что, индивидуальные особенности каждого ребенка не равнозначны. Что-то уже заложено генетически, а что-то зависит от условий среды, в которой находится ребёнок.
Именно поэтому в дошкольном образовательном учреждении разные дети по-разному усваивают материал, осваивают нормы поведения.
В настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка – индивидуализации. Процесс индивидуализации имеет глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинается с момента рождения человека. Период раннего и дошкольного детства – период наиболее динамичного, яркого проявления индивидуализации. Автономность, независимость, саморегуляция и на этой основе индивидуализация образования становится условием, следствием и одновременно главным критерием развития личности.
Индивидуализация обучения основана на том, что позиция ребёнка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая, а также связана не столько с обеспечением усвоения, сколько с организацией познания, исследования, пробой, проверкой, выбором.
При индивидуализации обучения мы опираемся на следующие методы:
Метод обеспечения взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности – сущность этого метода состоит в помощи педагога тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции. Одному он поможет словесными указаниями, другого подбодрит, третьему окажет практическую помощь.
Например, при проведении занятия по рисованию воспитатель одному ребёнку помогает словесными указаниями, другого подбодрит, третьему поможет правильно держать кисточку (фломастер или карандаш).
Метод тщательного отбора материалов – это когда большинство игрушек и пособий, используемых при создании развивающей среды, должны быть гибкими и разно уровневыми по степени сложности.
Например: работая с пазлами, ребёнок может выбрать сюжет или уровень сложности картинки, однако способ использования деталей будет одним и тем же – складывание.
Метод «строительных лесов».
Например: когда воспитатель наблюдает за действиями ребенка, который выкладывает горизонтально кубики на столе (заборчик, но не двигает их, изображая паровозик, или располагает кубики вертикально, чтобы получить башенку или какую-то другую конструкцию. Педагог может задать вопрос: «А если сделать вот так?» - или параллельно выполнить другую конструкцию. Дальше выбор за ребенком – попробовать или проигнорировать. Нужно создавать условия, чтобы помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.
Индивидуализация обучения не возможна без своевременной оценки текущей ситуации и перспектив развития ребенка.
Следовательно, ведущим методом получения информации о ситуации в развитии ребенка является педагогическое наблюдение в различных видах деятельности.
Каждая группа в детском саду индивидуальна и своеобразна. Она наполняется, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.
Предметно-пространственная среда способствует тому, чтобы ребенок проявлял собственную инициативу, пробовал делать что-то новое, развивает у ребенка его самооценку - чтобы у него было чувство успеха.
Для иллюстрации различных моментов жизни детей родители получают фотографии в группе WhatsApp, тем самым подчёркивается индивидуальность и важность каждого. Рассматривая фотографии, дети улыбаются, рассказывают о важных понятных им действиях или вспоминают особо – яркие события, необычные впечатления и переживания.
Для нас индивидуализация – это ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю.
Исходя из этого, сделаны выводы:
-Познавательные процессы у малышей намного благоприятнее тогда, когда они находятся в безопасной принимающей (любящей) среде.
- Познавательный процесс проходит наилучшим образом тогда, когда они сами выступают его инициатором.
- Познавательный процесс у детей проходит наиболее сильно, когда они чувствуют себя компетентными.
- Познавательный процесс у детей проходит посредством игры.
Благодаря индивидуализация образовательного процесса мы можем учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации. Спасибо за внимание!