Елена Сычева
Имитационные и сюжетно-ролевые игры в процессе знакомства с железнодорожными профессиями
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад осуществляет систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
-Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
Публикация «Имитационные и сюжетно-ролевые игры в процессе знакомства с железнодорожными профессиями» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поезд, железная дорога. Сюжетно-ролевая игра
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- от 5% до 30% родители воспитанников в детских садах работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.
Путешествовать любят все: и взрослые и малыши. Это интересно и увлекательно; это даёт возможность увидеть и открыть для себя что-то новое, неизвестное. Наши дети хотят увидеть весь мир и мечтают отправиться в путешествие на… поезде.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности.
Широко используются игры, отражающие профессии железной дороги. Особенно дети любят сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки : "Поезд", "Поездка", "Путешествие по железной дороге", "Машинисты", "Быть примерным пассажиром разрешается", "Железная дорога - детям не игрушка". Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли проводников, осмотрщиков вагонов, машинистов, работников вокзала и др.
Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
Педагоги и психологи, начали выделять, среди всех существующих игр, новый вид игры, который назвали - имитационные игры. Это игры, в которых дети не ограничивают себя в движениях мимике, разнообразные игры, связанные с игровой передачей различных образов
Имитационные игры обладают целым рядом неоспоримых достоинств:
предлагаемые игровые цепочки достаточно просты, незатейливы, хорошо знакомы нашим детям, проигрывание знакомых ситуаций не вызывает у детей напряжения и затруднений в процессе совместного взаимодействия со взрослым; стихотворное сопровождение, рифмованные строчки легко запоминаются, помогают поддерживать постоянный интерес к имитационным играм и вызывают желание играть в них снова и снова;
участие детей в имитационных играх на правах партнерства облегчает социальную адаптацию, насыщает детей позитивными эмоциями.
Цель развития игровой деятельности через имитационные игры состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольнику многообразие мира игры.
Например, имитационная игра «Веселый поезд». Дети встают друг за другом. Воспитатель – паровоз, дети – вагончики. Паровоз дает гудок – и поезд начинает двигаться. Дети с удовольствием имитируют движения и звуки паровозика! Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: «Остановка!». Можно предложить малышам выйти на остановке погулять, нарвать цветов, набрать ягод, поиграть, попрыгать. Услышав гудок, дети должны быстро построиться в колонну за паровозом и поезд движется дальше. Первое время роль паровоза исполняет воспитатель или ребенок старшей группы. После нескольких повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку.
В младшей группе продолжается развитие игр, связанных с трудовой деятельностью с отражением жизни и деятельности людей. Трудовые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер, но их становится значительно больше. В этом случае воспитатель или ребенок берет на себя роль машиниста, а дети уже пассажиры поезда.
Говоря о ранней профориентации детей, мы имеем в виду, что в дошкольном учреждении организуется процесс знакомства детей с профессиями, в частности с профессиями работников железной дороги, мир которой очень многогранен и сложен.
В него входят не только машинисты и проводники, с которыми дети встречаются, когда путешествуют, но и кассиры, диспетчеры, осмотрщики вагонов и многие другие. Поэтому можно говорить о том, что каждый ребёнок, знакомясь с миром железной дороги, узнаёт о разных сферах жизни.
Знакомство детей с трудом взрослых железнодорожных профессий осуществляется через экскурсии и виртуальные экскурсии по железным дорогам России, чтение художественной литературы; этические беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе; индивидуальные беседы с детьми, организацию встреч с интересными людьми;
Именно в игре ребёнок не только получает информацию о железнодорожной профессии, а также хочет сыграть в ней свою роль.
Задача воспитателя - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.
Дети любят отправляться в воображаемые путешествия к местам отдыха, принимая на себя роль работников железной дороги и путешественников. В ходе путешествия дети понимают, что построить железную дорогу нелегко - нужно прорубать просеки в лесах, наводить мосты, засыпать овраги, прокладывать тоннели.
Используя маркеры игрового пространства для сюжетно - ролевых игр, предметы-заместители и большие строительные модули дети строят вокзал, макет поезда, кабину машиниста, купе.
Каждому мальчишке хочется занять место машиниста, надев фуражку; Девочки принимают на себя роль кассиров, диспетчеров, проводников.
На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать.