Ольга Сольба
Сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации. Их значение в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
Сухомлинский В. А.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации, Их значение в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
"Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. ",- писала Н. К. Крупская. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. И поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
В настоящее время появилась проблема: дети перестали играть. Произошло это от появления новомодных гаджетов, которым дети отдают предпочтение, нежели играм «вживую». Кроме того, на отсутствие игр в жизни дошкольника влияет загруженность дня.
Самыми любимыми играми дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации. В этих играх ребенок может полностью раскрыть себя и реализовать свой, хоть и не большой, жизненный опыт.
Сюжетно-ролевые игры - это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для таких игр характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Игры-драматизации - это особенный вид деятельности детей дошкольного возраста, в котором ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения.
Основные цели и задачи:
создание условий развития игровой деятельности детей;
формирование игровых умений, развитие культурных форм игры;
всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное);
развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации
Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, игры-драматизации достигают вершин в 6-7 лет.
Ребенок в своем взрослении проходит ряд этапов, и также поэтапно развивается его игра : от экспериментирования с предметами, ознакомления с ними к отображению действий с игрушками и предметами; затем появляются первые сюжеты, потом прибавляется первое вхождение в роль и, наконец, драматизация сюжетов. Д. Б. Эльконин называет сюжетно-ролевую игру деятельностью творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители.
Игры-драматизации появляются в определенный период и как бы вырастают из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.
Сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации имеют общую структуру (строение). Они включают замысел, сюжет, содержание, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят все, что происходит вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре.
Различие между сюжетно-ролевыми играми и играми-драматизациями состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а игре-драматизации берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в игре-драматизации может быть продукт - поставленный спектакль, инсценировка.