Наталья Кравченко
Имидж образовательной организации как фактор обеспечения качественного дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Тема моего выступления «Имидж образовательной организации как фактор обеспечения качественного дошкольного образования».
Считаю, что вопрос на сегодняшний день актуален для многих учреждений. С каждым
годом возрастает конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями
нашего города, расположенными, как правило, на незначительном по удаленности
расстоянии друг от друга. В настоящее время многие детские сады вынуждены задуматься
о том, в чем же их преимущество по сравнению с другими. А у родителей появилась
возможность выбирать то учреждение, которое удовлетворяет все его потребности. В
Публикация «Имидж образовательной организации как фактор обеспечения качественного дошкольного образования» размещена в разделах
данных обстоятельствах создание положительного имиджа дошкольного учреждения представляется необходимым элементом повышения его конкурентноспособности.
Итак, для начала разберемся с самим термином «имидж».
Слайд 2.
Термин «имидж» получил распространение во всем мире и привился практически во всех языковых культурах. Этимологическое понятие имиджа восходит к французскому image, что означает образ, представление, изображение. Имидж (англ. image) - образ, т. е. это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других. Исконно русское слово, несущее ту же смысловую нагрузку, что и имидж, - образ - существовало всегда. По В. И. Далю, «образ - это вид, внешность, фигура, портрет, писаное лицо… и он связан со временем».
Слайд 3.
В психологии под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы».
Одним из важных аспектов общего восприятия и оценки организации является впечатление, которое она производит, то есть ее имидж (образ). Независимо от желаний как самой организации, так и специалистов по связям с общественностью, имидж - объективный фактор, играющий существенную роль в оценке любого социального явления или процесса.
Согласно толковому словарю Вебстера, имидж - это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта и, особенно, лица.
Слайд 4.
Итак, Имидж – это искусственный образ, формируемый в общественном или
индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического
воздействия.
Сегодня явление и само понятие «имидж» приобрело особое значение. С усилением
коммуникативной составляющей в общественной жизни, важность положительного
впечатления, особенно впечатления первого, многократно возрастает. Положительный имидж образовательного учреждения позволяет более продуктивно взаимодействовать с
общественностью, с потенциальными потребителями образовательных услуг; он помогает
эмоционально окрашивать образ учреждения, положительно воздействовать на сознание
людей, ретранслироваться через их оценки во внешнюю среду, и в конечном итоге – достигать поставленных целей.
Слайд 5.
Вывод: важность создания имиджа дошкольной образовательной организации определяется следующими причинами:
-конкуренция среди ДОУ одной территории в борьбе за набор детей и
сохранение контингента;
- сложившаяся репутация существенно упрощает доступ ДОУ к оптимальным ресурсам из потенциальных: информационным, финансовым, человеческим и т. д. ;
- имея сформированный благоприятный имидж, ДОУ при иных равных условиях
становится более привлекательным для потенциальных работников, поскольку может
обеспечить в большей степени постоянство и социальную защиту, удовлетворенность
трудом и профессиональное развитие;
- устойчивый позитивный имидж создает резерв доверия ко всему
происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.
Организациям и руководителям образовательных учреждений заинтересованных проблемой положительного представления себя в сфере образования придется заняться изучением своего имиджа и работой над ним.
Слайд 6.
Как пишет известный западный специалист по проблемам организационного имиджа Т.
Гарбетт, «. имидж компании : контролируйте его, или он будет контролировать вас». Поэтому постоянная забота об имидже дошкольной образовательной организации выступает как одна из важнейших функций управленческой деятельности руководителя.
Положительный имидж начинается с образа руководителя (его образование, какое учебное заведение закончил, на чем специализировался, научные работы, которые ему принадлежат, где работал в прошлом, внешний вид).
На втором месте стоит образ персонала (научный статус, личностные характеристики, профессионализм, уровень владения материалом). Необходимо помнить, что имидж – явление корпоративное, и его результат определяют все члены коллектива. Поэтому каждый сотрудник должен понимать и разделять ответственность за реализацию отдельных составляющих имиджа, находящихся в его компетенции.
Наконец, большое внимание должно уделяться плате за обучение и ее соответствию качеству преподавания. Большое значение имеет уровень комфортности, стиль пространственно- архитектурной среды и внешняя атрибутика.
Слайд 7.
В повседневной практике любое учреждение сталкивается с параллельным
существованием трех различных типов имиджа : идеального, зеркального и реального.
Идеальный имидж – тот, к которому организация стремится. Он отражает планы на
будущее, основные цели деятельности.
Зеркальный имидж отражает представление сотрудников о привлекательности и
значимости организации в обществе. При этом зеркальный образ в представлении
персонала и руководства организации должны совпадать.
Реальный имидж характеризует действительное отношение представителей
различных категорий граждан и социальных слоев к организации. На то, чтобы реальный
имидж максимально приблизился к идеальному, и направлены усилия PR-специалистов.
Слайд 8.
Создание положительного имиджа детского сада, приобретение его высокой репутации является сложным и длительным процессом.
Итак немного об этом процессе:
Во-первых, нужно определиться с базовой идеей образовательного
учреждения. Ее можно назвать также «концепцией», «миссией», «изюминкой».
Второе – определение целевой аудитории. На этом этапе необходимо
определить, какую целевую аудиторию, хотелось бы привлечь в союзники.
Собственно, здесь мы должны привлечь все четыре группы - это воспитанники,
родители, СМИ и социальные партнеры.
Слайд 9.
Как ни странно главными «пиарщиками» образовательного учреждения являются выпускники. Память о детском саде хранится долго, и если тот образ, который сложился у ребенка по окончании образовательного заведения, малопривлекателен, отдать в ваш детский сад своих детей они вряд ли кому-то посоветуют. К тому же именно воспитанники, еще находясь в ДОУ, затем, учась в школе, служат своеобразной «визитной карточкой» дошкольного образовательного учреждения : то, как они себя ведут в общественных местах, или то, какой они показывают уровень знаний, напрямую демонстрируют определенные стандарты, принятые в ДОУ.
Слайд 10 - 16.
Родители воспитанников - это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку работе, но и откорректировать общественное мнение своих детей о ДОУ. Именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе. Например: в нашем учреждении родители хотели, чтобы были разнообразные кружки дополнительного образования. Мы их организовали.
Социальные партнеры тоже, как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию.
Средства массовой информации являются своеобразными посредниками между ДОУ и обществом: именно благодаря своевременному информированию о ваших планах или достижениях вы можете существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.
Слайд 17.
Третий этап – планирование. На третьем этапе происходит разработка
конкретных мероприятий, связанных с формированием имиджа. Условно их можно
разделить на внутренние и внешние.
К внутренним относится создание дошкольной символики, разработка
дресскода (стандартов одежды, обучение этике деловых отношений, здесь важно помнить, что открытость и демократичность дошкольного образовательного учреждения напрямую зависит от того, насколько привлекательно выглядит то, что вы собираетесь «открывать» для других.
Внешние мероприятия - это трансляция целей и деятельности дошкольного
образовательного учреждения для внешних «потребителей», а именно для родителей, социальных партнеров, СМИ (интернет - сайты). Это создание и регулярное пополнение
сайта ДОУ, акции, письменные и устные контакты, включая информирование
через буклеты, памятки, листовки, рассылки благодарственных писем, участие в
крупномасштабных проектах, исследованиях, - то есть во всех мероприятиях,
имеющих широкий общественный резонанс.
Слайд 18.
Четвертый этап - мотивация членов образовательного сообщества. Естественно,
не каждый педагог, который услышит о новых инициативах, обрадуется перспективам изменений. Это происходит потому, что он хорошо представляет
себе уровень предстоящей нагрузки и недостаточно ясно понимает, какую личную
пользу принесут ему эти изменения.
Ну и конечно же, когда проведен ряд мероприятий, необходимо провести анализ
соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным
условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех участников
подобной деятельности. Между прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих. Человек, который говорит: «Мне дорога наша репутация», демонстрирует окружающим не только заботу о своей организации, но и важность усилий, ориентированных на сотрудничество и развитие.
Дошкольное учреждение – открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально – образовательная система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг, употребляя слова «конкурентоспособность», «сегмент рынка», «образова-тельная услуга» и. т. д. Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный компонент методического продукта ДОУ и дополнительный ресурс управления, ресурс образовательного учреждения. Процесс формирования вну-треннего имиджа, на первый взгляд, не заметен, поскольку складывается из отношения сотрудников к работе и их эмоционального настроя. Он также влияет на репутацию уч-реждения, как и видимые аспекты имиджа, ведь именно персонал детского сада выстра-ивает отношения между ДОУ и родителями. Личность педагога – один из основополага-ющих факторов, формирующих имидж ДОУ. Методическая работа, организованная в ДО №11 МБОУ «Гимназия №6», направлена на профессиональное развитие, приобретение и закрепление статуса педагога, решение его профессиональных проблем, успешную са-мореализацию. Педагог, систематически участвующий в конкурсах профессионального мастерства, разрабатывающий авторские методики, программы, которые публикуются в сборниках методических материалов, на сайтах имеет возможность развиваться как личностно, так и профессионально. Благодаря этому он сумеет подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, подтверждающей более высокий уровень, что благоприятно влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
Мероприятия по формированию внутреннего имиджа ДО среди его сотрудников предусматривают:
Слайд 19 – 22.
– конкурсы профессионального мастерства («Педагог года в ДО №11»);
Слайд 23.
– открытые просмотры воспитательно-образовательной деятельности;
Слайд 24.
– конкурсы методических разработок;
Слайд 25-26.
– семинары-практикумы, участие в работе ГМО.
Слайд 27 – 30.
Важным аспектом внутреннего имиджа ДО № 11 является работа педагогов с родителями воспитанников, которая включает в себя:
- проведение родительских Всеобучей, конференций;
Слайд 31-32.
- участие родителей в традиционных праздниках «А ну-ка, бабушки», «Мама, папа, я – спортивная семья»;
Слайд 33-38.
- участие в конкурсах «Лучшая площадка ДО», смотр – конкурс «Я и школа», конкурс театральных постановок, конкурс чтецов.
Я считаю, что цель создания имиджа состоит не в обретении образовательным
учреждением известности, а в обеспечении положительного отношения к нему. Его
основой являются наджность, порядочность, гибкость, культура и социальная
ответственность.
Одной из главных наших задач является создание атмосферы психологического
комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности.
Детский сад предоставляет детям возможность развиваться разносторонне, а взрослым –
проявить себя профессионально. Внешний положительный корпоративный имидж -
согласованность всех элементов коммуникации ДОУ, передающая основную идею, вызывающая благоприятный отклик, который увеличивает степень доверия окружения.
Имидж – хрупкое явление : достаточно один раз оказать некачественную образовательную услугу или натолкнуться на неэтичное поведение сотрудника учреждения, как репутация дошкольного образовательного учреждения в глазах родителей воспитанников резко падает. Очень важно для формирования положительного имиджа строго соблюдать соответствие обещаний их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовывать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части.
И нужно всегда помнить, что идут туда, где их действительно ждут. И остаются там, где их любят и уважают, где им искренне рады.
Можно сделать вывод, что существующий уровень качества образования и создание
положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения являются в одинаковой степени очень важными. В настоящее время условия, в которых находятся образовательные учреждения таковы, что они не оставляют резерва времени для эволюционного, естественного формирования имиджа, как он складывался естественным традиционным путем ранее. Имидж образовательного учреждения без организации работы и стоящих за ним ценностных установок, не будет прочным, не станет «кирпичиком» традиции; а именно это является необходимым условием продвижения в проблемном поле образовательных услуг.
Слайд 39. Спасибо за внимание!