Лобанова Надежда Владимировна
Урок русского языка в 5 классе «Имена существительные собственные и нарицательные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока :
узнать: деление существительных на собственные и нарицательные.
научиться: правильно писать имена существительные собственные, обозна-чать орфограмму «Большая буква и кавычки в именах собственных».
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Блиц-опрос (работа с сигнальными карточками «ДА» и «НЕТ») :
1. Имя существительное относятся к служебным частям речи.
2. Имя существительное – самостоятельная часть речи.
3. Имя существительное обозначает признак предмета.
Темочки:
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4. Имя существительное обозначает предмет.
5. Имя существительное отвечает на вопросы : где? куда? когда? откуда? как?
6. Имя существительное отвечает на вопросы : кто? что?
7. Имя существительное в предложении обычно является подлежащим или дополнением.
8. Имя существительное изменяется по лицам и числам.
9. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или сред-нему роду.
10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?
11. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?
III. Объяснение нового материала.
1) Перед вами слова в двух столбиках. Прочтем их и определим, к какой части речи относятся данные слова.
имя Степан
отчество Дмитриевич
фамилия Эрьзя
собака Мухтар
река Мокша
озеро Инерка
город Саранск
• Слова какого столбика обозначают названия отдельных, единичных пред-метов?
Это имена существительные собственные.
• Что относится к именам собственным?
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия.
• С какой буквы пишутся имена собственные?
• Слова первого столбика обозначают названия однородных предметов, ка-ких много. Это имена существительные нарицательные. Пишутся они со строчной буквы.
ЗАДАНИЕ: соедините имена нарицательные и собственные, запишите их в тет-радь.
2) Определите, слова какой группы будут являться именами собственными, ка-кой – нарицательными :
историческое событие
книга
басня
стихотворение
журнал
газета
картина
кинофильм
фабрика
корабль
Справка: «Стрекоза и Муравей», Бородинское сражение, «Тимур и его коман-да», «Известия Мордовии», «Мурзилка», «Полосатый рейс», «Опять двойка!», «Аврора», «Ламзурь», «Зимнее утро».
• Догадайтесь, в чем заключается задание (подобрать к именам нарицательным подходящие по смыслу имена собственные)
Задание выполняется коллективно в тетрадях.
• Сделаем вывод по этому упражнению:
а) С какой буквы пишутся названия исторических событий?
б) Какие имена существительные собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки?
3) Обобщим наши рассуждения по плану:
а) Какие существительные относятся к именам собственным?
б) Как пишутся имена собственные?
в) Какие имена собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заклю-чаются в кавычки?
г) Как будем обозначать новую орфограмму? (форзац учебника)
4) Знакомство с материалом учебника (стр. 195, 199)
IV. Закрепление нового материала.
1) ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу.
Имена существительные
Нарицательные Собственные Собственные и нари-цательные
здание Саратов Курган, курган
… … …
(К, к)вартира, (М, м)инск, (Л, л)ист, (Е, е)нисей,
(Г, г)итара, (Б, б)инокль, (Ю, ю)Питер, (В, в)ера, (О, о)рёл,
(А, а)рктика, (К, к)осмонавт, (О, о)гонек, (М, м)осквич,
(Т, т)руд, (Г, г)реция, (К, к)абинет.
2) Перед вами текст. Прочитаем его и докажем, что это действительно текст.
(Р, р)оссия – крупнейшее государство мира. Оно расположено на самом большом материке (Е, е)вразия и занимает значительную часть территории в двух частях света – (Е, е)вропе и (А, а)зии.
(Р, р)оссия омывается водами трех океанов. С запада – (А, а)тлантического, с севера – Северно-Ледовитого, с востока – (Т, т)ихого.
Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как (Р, р)оссия. Тепло (Ч, ч)ерного моря, ледяные купола острова (Ф, ф)ранца (И, и)осифа, огнедышашие вулканы полуостро-ва (К, к)амчатка – все это наша (Р, р)одина!
• Какова основная мысль текста? (Россия – великая и прекрасная страна)
• ЗАДАНИЕ: выписать из текста слова на орфограмму «Заглавная буква в именах собственных».
• Что обозначает каждое из этих имен собственных и все они вместе? (гео-графические названия)
3) Перед вами портрет известного мордовского художника Ф. В. Сычкова и ре-продукция одной из известных его картин «Девочка с цветами».
• ЗАДАНИЕ: составить и записать предложения, используя имя, отчество, фамилию художника и название его картины.
(Ф. В. Сычков –гордость республики Мордовия. Картина «Девочка с цветами» – одно из лучших его полотен)
4) ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА НА КОМПЬЮТЕРЕ.
Мы читаем журнал …
Юный техник «Юный техник»
Моя любимая песня …
«Улыбка» Улыбка
Наша школа находится на улице …
садовой Садовой
Летом я с родителями был в городе …
Москве москве
Я читал рассказ А. Куприна …
скворцы «Скворцы»
Мы писали сочинение по картине П. П. Кончаловского …
«Сирень» сирень
В нашем городе есть кинотеатр …
«Победа» Победа
На …. море часты бури и штормы.
Черном «Черном»
В газете … была статья о современном искусстве.
«Труд» Труд
Талантливый художник Перов родился в … .
Сибири сибири
Мою любимую собаку зовут … .
полкан Полкан
Недалеко от Пензы есть станция …
«Луговая» Луговая
В стихотворении «Бородино» Лермонтов описал …. .
Бородинское сражение «Бородинское» сражение
Наш класс совершил экскурсию на завод …. .
«Орбита» орбита
V. Итог урока :
1) Что нового мы узнали на уроке?
2) Названиями каких предметов являются имена собственные?
3) Какие имена собственные заключаются в кавычки?
VI. Домашнее задание.
1 группа – пар. 79, упр. 468, 472(1. 2)
2 группа – пар. 79, упр. 468, 472( 1)
3 группа – пар. 79, упр. 468.