вера полкунова
Игры, ситуационные задачи и проблемные ситуации с детьми, направленные на социально-коммуникативное развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь ребенка в детском саду наполнена разными видами деятельно-сти, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обуча-ется, и развивается, и воспитывается.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру, как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элемен-том любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающи-ми.
Публикация «Игры, ситуационные задачи и проблемные ситуации с детьми, направленные на социально-коммуникативное развитие дошкольников» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Многие дети, приходя в детский сад, не умеют общаться и сотрудничать. И задача педагогов - помочь детям подружиться между собой, помочь нала-дить общение, научить их работать в парах, группах. Основным средством обучения детей взаимодействию и сотрудничеству, на наш взгляд, является организация деятельности в малых группах в игровой форме.
Станислав Теофилович Шацкий писал: «Игра ребёнка – это жизненная лаборатория». В игре повышается интерес к учёбе, развивающий эффект и мотивация учения, происходит развитие личности ребёнка, вырабатывается активная позиция. Какие же игровые подходы можно использовать для фор-мирования коммуникативных универсальных учебных действий?
При знакомстве детей друг с другом используем:
Приём «Паутинка»
«Ребята, я попрошу вас сесть в круг. Прежде, чем перекатить клубочек следующему игроку, каждый из вас обматывает нитью свою ладонь так, что-бы «паутина» была более-менее натянута. Я бросаю клубок любому из вас, а вы должны его поймать, поприветствовать друг друга и назвать своё имя, по-следний участник, получивший клубок, передаёт его снова мне. На что похо-же наше переплетение? (сеть, паутина, звездочка, грибница и т. д.)
Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей. Мы вместе становимся сильными, дружными. Положите «паутинку» на пол, и я осторожно сверну эти малень-кие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, кото-рая никогда не разорвётся».
Вывод: такой приём помогает подружиться детям, установить доброжела-тельную атмосферу, повысить внутригрупповое доверие. И учить ребенка налаживать контакты с окружающими, нужно, как можно раньше.
Сегодня я хочу познакомить вас с детским тимбилдингом.
Детский тимбилдинг - это мероприятие (игра, направленное на развитие спо-собности чувствовать себя уверенным неразрывным звеном одной команды. Участвуя в групповых мероприятиях, ребенок учится контактировать со сво-ими сверстниками, находить с ними общий язык.
Упражнения тимбилдинга построены так, что участник не может сделать их в одиночку. Обязательна работа в команде. Во всех тимбилдинг- тренингах есть задания, формирующие доверие друг к другу. А чем сплоченнее команда, чем больше участники доверяют друг другу, тем быстрее они выполняют задания.
«Гусеница»
«Ребята, сейчас вы будете одной большой «гусеницей», вам нужно будет всем вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки по-ложите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спи-ной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воз-душного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник дер-жит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без по-мощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту. На пути можно поставить стулья,
натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол».
Вывод: игра учит доверию, оценки роли каждого игрока в команде.
«Посиделки»
Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг.
«Встаньте как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Попро-буйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на колени. Те-перь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны»
Вывод: игра учит доверию, формирует стрессоустойчивость, умение рабо-тать слаженно в команде, где каждый отвечает не только за себя, но и за дру-гих.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положи-тельно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. С. Л. Рубинштейн говорил: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для заполнения, для пре-вращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Дошкольники - прирожденные исследователи, подтверждение тому - их любо-знательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача - активно помогать в этой деятельности, поощрять ее.
Предлагаю разыграть следующие ситуации :
Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в раз-ных ситуациях : дома, на улице, в общественных местах.
- Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Саша. Оля, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
Об уступчивости
Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть гру-бым, уступать друг другу.
- Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Играя, малыш учится общаться с миром людей и предметов, в игре проявляется его личность и складывается характер. Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения.
Для развития полноценного игрового общения используем такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуции :
• ситуации-иллюстрации,
• ситуации-упражнения,
• ситуации-проблемы,
• ситуации-оценки.
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого по-ведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и актив-но действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстни-ками в рамках игрового взаимодействия. Игра "Как вести себя в лесу"
На столе разложены картинки с изображением действий поведения людей в лесу, дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч и называет определенное дей-ствие. Ребенок, поймавший мяч, находит подходящую картинку, показывает детям.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и пережива-ниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого вы-страивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и ре-чевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в актив-ной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая ценность таких ситуаций.
В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предпо-лагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Задача взрослых, помочь детям вступить в мир взаимоотношений, адаптиро-ваться в нем, приобрести новых друзей, найти выход из сложных ситуаций. И чем раньше мы научим детей быть в ладу с самим собой, тем легче ему будет со временем найти свое место в жизни, среди людей, и тем лучше, мы взрос-лые и наши дети будем понимать друг друга.