Лариса Черницова
«Игры с волшебником Наоборот». Конспект открытого занятия в подготовительной группе (ТРИЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»
Задачи: Активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора,воображение.
Ход занятия
Предварительно в группе перевернуть все что можно, договориться с гостями, что когда дети входят в группу - гости стоят спиной.
Дети входят в группу.
Воспитатель обращает внимание на гостей и на то, что в группе что-то изменилось. (ответы детей)
Публикация «„Игры с волшебником Наоборот“, Конспект открытого занятия в подготовительной группе (ТРИЗ)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Воспитатель: Я догадалась. Сегодня утром,когда я шла по коридору, встретила волшебницу Наоборот. Давайте проверим… если мы сейчас гостям скажем «До свидания, постойте пожалуйста» Гости повернутся и сядут. Давайте попробуем. (Дети говорят «До свидания»….Гости поворачиваются,садятся)
Воспитатель:
- А теперь ребята закройте глаза!
Тише, тише, тишина,
Ребятам поиграть пора.
Ветерком прохладным вея
К вам пришла добрая. («Фея»,«Волшебница», и. т. д.)
Входит Волшебница.
Волшебница:
- Здравствуйте, ребята. Я добрая «Волшебница»! А какие вы, я сейчас узнаю.
Волшебница:
- Вы злые?
Дети:
- Добрые
Волшебница:
- А вы грустные ребята?
Дети:
- Весёлые
Волшебница:
- Вы не дружные ребята?
Дети:
-Дружные
Игра «Скажи наоборот»
Нужно взять карточку и найти противоположную ей.
Грустный – веселый
Злой – добрый
Хорошо – плохо
Идет – стоит
Утро – вечер
Больной – здоровый
Старый – молодой
Чистый – грязный
Воспитатель: Молодцы! А теперь я приглашаю вас занять свои места.
Подберите слова по смыслу -наоборот:
Медведь осенью засыпает, а весной (просыпается)
Березка от ветра наклонилась, а затем…. (выпрямилась)
Мы в метро сначала спускаемся, а потом ….(поднимаемся)
При расставании люди прощаются, а при встрече….(здороваются)
Мокрое белье развешивают, а сухое….(снимают)
Вечером солнце заходит,а утром….(восходит)
Старую мебель надо вынести, а новую ….(внести)
Мальчик рукавичку уронил, а потом ….(поднял)
По одежке встречают…. А по уму….(провожают)
Птицы осенью улетают, а весной (прилетают)
Осень заканчивается, а зима….(начинается)
Весна уходит, а лето …. (приходит)
Пчела в улей влетела, а затем….(вылетела)
Волшебник достает следующую карточку. Ребята, я предлагает послушать стихотворение:
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
«Стой!» - сказала лошадь, а мужик заржал.
Лошадь пошла в избу, а мужик стоял.
Лошадь ела булки, а мужик овес.
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Дети смеются. Второй раз читает стих-е,разбирая каждую строчку (как должно быть правильно)Проводится анализ стихотворения; в каком варианте было смешнее и почему,как «устроены» смешные предложения.
Воспитатель:Понравилось вам стихотворение? (ответы детей)
Тогда я прочту еще раз (читает еще раз)
Физкультминутка:
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(локтем правой руки коснуться колена левой ноги и наоборот)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
Воспитатель достает следующую карточку. Ребята, вы все знаете сказки? А я предлагает поиграть в игру «шифровка». Я зашифровала сказки,а вы должны их отгадать. Но помните,что сказки эти зашифровал волшебник Наоборот.
Игра «Шифровка»(каждое слово в фразе зашифровано, заменяется на антоним)
Задачей этой игры является: отгадать по перевертышам названия детских сказок (Презентация)
Прекрасный цыпленок (Гадкий утенок)
Больной Ой-здоров (Доктор Айболит)
Босая собака (Кот в сапогах)
Кубик (Колобок)
Собака, курица, волк (Кот, петух, лиса)
Собакина будка (Кошкин дом)
Подаренная луна (Краденное солнце)
Черная косынка (Красная шапочка)
Ржавая отмычка (Золотой ключик)
1 год (12 месяцев)
Сарай – Сараич (Терем – Теремок)
Проснувшееся чудовище (Спящая красавица)
Утки-селезни (Гуси-лебеди)
Большой и кто-то, кто не живет в подвале (Малыш и Карлсон, который живет на крыше) Ледяной король (Снежная королева)
Воспитатель: Молодцы! Все сказки отгадали, а в конверте еще что-то есть. (Достает картинки)
Ребята! Волшебник нам предложил поиграть еще в одну игру.
Игра «По кругу». Дети встают по кругу. В руках у педагога стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к по кругу, каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок
Физминутка:
Эй, ребята, что ж стоите!
На зарядку становитесь!
Справа - друг и слева - друг!
Вместе все - в весёлый круг!
Под весёлые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
А теперь ты наклонись!
Шаг назад и два вперёд!
Вправо, влево поворот!
Покружимся, повернёмся,
Снова за руки возьмёмся!
Фантазирование «Наоборот»
Например:Не-лампочка поглощает свет.
Обратная функция должна описываться антонимами, а не простым отрицанием.
Расческа
Анти-расческа: лохматит
Для чего нужно:
Придать прическе пышность
Сниматься в фильме ужасов
Испугать бандитов
Просушить волосы
Зонтик
Анти-зонтик: Пропускает дождь
Для чего нужно:
Можно освежиться
Можно взять в пустыню при пожаре
Лампочка
Анти-лампочка: поглощает свет
Для чего нужно:
Можно смотреть диафильм
Спать днем, когда яркое солнце
Играть в приведения
Воспитатель: Ребята, вы так интересно рассказывали о чудо- предметах. Мне и гостям захотелось увидеть, как же они выглядят …анти-лампочка поглощает свет…Воспитатель предлагает детям нарисовать чудо-предметы.
Воспитатель: Я вижу, что многие уже нарисовали свои анти-предметы. Какие замечательные рисунки у вас получились (анализ работ)
Рисунки мы соберем и отправим волшебнику Наоборот.
Воспитатель: Понравились вам игры?Что было самым интересным для вас?
(Анализ занятия)
Прощаются с гостями.