Гончарова Татьяна
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Моделирование маленькими человечками» (использование технологии ТРИЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
«Моделирование маленькими человечками»
(использование технологии ТРИЗ)
Цель: познакомить детей с агрегатными состояниями веществ в
неживой природе
Задачи:
1. Познакомить детей с разным агрегатным состоянием веществ, используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ).
2. Расширять представления детей о многообразии веществ неживой природы.
3. Формировать умения детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ.
4. Способствовать формированию детей моделировать объекты неживой природы.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Моделирование маленькими человечками“ (использование технологии ТРИЗ)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Оборудование: медиапрезентация; книга со сказкой про «маленьких человечков», схемы для игры; карточки с «маленькими человечками»; коробочки с различными предметами для игры, простые карандаши по количеству детей.
Ход занятия:
1. Организационный момент. СЛАЙД 1
-Дети, поздороваемся с гостями.
2. Целеполагание.
-Дети, мы недавно с вами ходили в библиотеку, и там мне встретилась книга с очень интересной сказкой. Она называется «Сказка о маленьких человечках». Я предлагаю вам её послушать.
3. Чтение «Сказки о маленьких человечках». СЛАЙД 2, СЛАЙД 3 (город)
- Жили – были маленькие человечки. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им стало так обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их всё равно никто не видел. Тогда один из них предложил: «Давайте возьмёмся крепко за руки и пойдём из этой страны, где нас никто не замечает». Так они и сделали. СЛАЙД 4
Но тут вот что случилось.
Только они взялись за руки, как все сразу их увидели.
«Посмотрите, какая большая гора, какой твёрдый камень, какое прочное стекло и железо»,-говорили все вокруг. СЛАЙД 5,6,7,8
«Что это с нами случилось? -удивились человечки, - мы стали металлом, стеклом и камнем».
Очень радостно стало маленьким человечкам, и они отпустили руки. Слайд 9.
Но как только они перестали крепко держаться за руки, то превратились в СЛАЙД 10, 11,12,13 бумагу, ткань, песок, проволоку.
И их опять все увидели.
«Значит, если мы будем крепко держаться за руки или просто быть рядом, не держась друг за друга, то будем твёрдыми веществами.
Они стали пританцовывать на месте, поставив руки на пояс, и тот час с гор потекла вода. СЛАЙД 14 (человечки стоят)
Мы стали жидкостями», -сказали человечки.. СЛАЙД 15 (вода)
А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки, стоять рядом, а пританцовывать тем более не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться СЛАЙД 16
и превратились они в воздух, ветер, дым, туман и запах маминых духов. СЛАЙД 17, 18,19
Так теперь и живут маленькие человечки :
В твердых веществах они крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. (картинка ТРИЗ)СЛАЙД 20
В жидкостях они стоят рядом друг с другом и пританцовывают, подставив руки на пояс. Эта связь непрочная, их можно разъединить (например, перелить воду)
(картинка ТРИЗ) СЛАЙД 21
В газообразных веществах человечки бегают и прыгают. Они могут жить в различных запахах, пузырьках. (картинка ТРИЗ)»СЛАЙД 22
- Вот какая сказка про «маленьких человечков».
4. Беседа по сказке. СЛАЙД 23
-Какими остались маленькие человечки (твёрдые, жидкие, газообразные)
(приглашаю детей встать со стульев.
-Скажите, как ведут себя «маленькие человечки» в твёрдых веществах (Они крепко держатся за руки).
Покажем…
-В каких предметах живут человечки, которые крепко держатся за руки? (примеры детей)
-А ещё?
-Давайте посмотрим вокруг и скажем, в чём живут твёрдые человечки? (спрашиваю детей по очереди)
-А как себя ведут «человечки» в жидкостях? (Они стоят рядом, держат руки на поясе и пританцовывают) Иногда они друг с другом меняются местами, но все сразу, а по одному.
Покажем…
-В каких жидкостях живут такие человечки? (ответы детей)
-А ещё?
-А как ведут себя маленькие человечки в газообразных веществах (бегают, прыгают) Покажем…
- Как вы думаете, где вокруг нас живут непослушные человечки (воздух)
-А ещё(запахи, пар, дым)
5. Игра «Состояние веществ»(первичное закрепление).СЛАЙД 24
-Дети, я предлагаю вам поиграть в игру. Я вам покажу картинку с предметом, а вы мне покажете, как ведут себя «маленькие человечки» в этих предметах.
1. Пустой стакан (с опорой на картинку) (твердые и газообразные)
2. Стакан с водой (словесно) (твёрдые и жидкие)
3. Стакан с горячим чаем (словесно (все агрегатные состояния)
6. Игра «Догадайся» СЛАЙД 25
-Для выполнения следующего задания я приглашаю вас присесть за столы.
(дети садятся)
На мольберт я вывешиваю схему, последовательно выставляем картинки ТРИЗ с объяснением.
-Что это (яблоко)
- Как вы думаете, какие «маленькие человечки» живут в яблоке?
-Твёрдые… Почему? (предмет твёрдый на ощупь)
-Жидкие… Почему? Когда мы откусываем яблоко, что чувствуем (сок)
-Газообразные… Почему? Если мы понюхаем яблоко, что ощутим? (аромат, запах)
У детей на столах схемы и картинки ТРИЗ «маленькие человечки», по аналогии дети рисуют «маленьких человечков».
Я проверяю у детей.
Спрашиваю 2-3, обсуждаем.
7. Игра с коробочками.
-Дети, обратите внимание: на столе стоят коробочки с различными предметами. Вам нужно разложить карточки с маленькими человечками на коробочки и объяснить свой выбор.
(дети на свой выбор на коробочки выкладывают картинки ТРИЗ)
Обсуждаем, ПОЧЕМУ так выполнили.
8. Итог. СЛАЙД 26, 27,28 (по 2 клика) 29
-Дети, я приглашаю вас присесть на стулья. Обратите внимание на экран.
А вот так выглядят «маленькие человечки» под микроскопом.
(Рассматриваем)
(жидкие) и т. д.
Стоят рядом, руки на пояс
-Как вы думаете в каких веществах живут такие «маленькие человечки»?
-Почему? (и так по всем фото)
-Дети (на последнем слайде ЛЁД под микроскопом) на этом слайде вы видите как выглядят человечки когда вода превращается в лед и об этом мы поговорим на следующем занятии.
-Дети, все молодцы, хорошо работали. Спасибо.