Получи документы

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Ирина Петрина
Игры с мячом в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

«Игры с мячом, в работе учителя-логопеда»

Подготовила : Петрина И. Н., учитель-логопед

«Мячик быстрый, озорной ты куда бежишь постой….»

Игры с мячом известны с давних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.

Игры с мячом в развитии детей с нарушениями речи имеет большое значение:

1. игры с мячом отвлекают внимания ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению

2. освобождают детей от утомительной, не естественной для их возраста неподвижности на занятиях

3. помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы

4. развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве

5. помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи

6. регулируют силу и точность движения

7. само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание

8. игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально- волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей

9. развивают зрительно-моторную координацию

Игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки.

Логопеды могут подобрать игры с мячом опираясь на знания уровней теории организации движений, описанной физиологом Н. А. Бернштейном.

1. Рубро -спинальный уровень регуляции движений- при нарушении у детей наблюдается тремор органов артикуляционного аппарата, кончиков пальцев (рекомендуется уделять внимание играм и упражнениям с мячом на занятиях по физической культуре)

2. Таламопалидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения- дети неловки, возникают трудности во внешней увязке целостного движения, ослабление выразительности движений, мимики (полезны спортивные игры и упражнения с мячом и комплексы с элементами самомассажа)

3. Пирамидно- стриальный уровень пространственного поля- обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения

• Подуровень 1- осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения

• Подуровень 2-регулирует максимальную целевую точность движения

При нарушении деятельности данного уровня у детей наблюдаются парезы, нарушение координации движений. Ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений (рекомендованы упражнения с мячом направленные на ориентировку в пространстве, игры в футбол, упражнения для развития мелкой моторки)

4. Теменно- премоторный кортикальный уровень организации движений- обеспечивает пространственную осмысленность движения. При нарушении страдает не координация движений, а их смысловая организация и реализация (апраксия, диспраксия, ориентировка в пространстве (право, лево)

5. Уровень символической организации- понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей (для коррекции используют игры с мячом на закрепление правильного звукопроизношения, развития лексико- грамматического строя речи)

В последние годы увеличилось количество детей с расстройствами письма и чтения. Для успешного овладения письменной речью ребенок должен располагать целым рядом необходимых предпосылок, сформированных у него еще в дошкольном возрасте:

Развитая фонематическая функция

Достаточный уровень сформированности зрительно- пространственных представлений

Хорошее владение устной речью (звукопроизношением, словарным запасом, грамматическим строем, связной речью)

Развитая мелкая ручная моторика

Исходя из вышесказанного, игры с мячом можно разделить по направлениям:

- игры направленные на развитие общей моторики (проводит преподаватель физической культуры)

- игры направленные на развитие мелкой моторики

Детям логопедической группы предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики. Например, комплекс «Фокусник»

Ловко с мячиком играем и предлоги называем

За рукой и под рукой, из- под кисти на покой

Над рукою мяч кружит, от нее теперь бежит

Между пальцев подержу и в ладошку положу

Из руки его достану, справа, слева ставить стану

Перед грудью пронесу, сзади спрячу потрясу

Из-за спинки выну мячик, возле ног моих поскачет

Подержу вверху, внизу, мимо носа пронесу

Дружит мяч с моей рукой, вот я фокусник какой

-игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

«Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» (закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства)

Дети сидят вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции логопеда : Саша кати мяч влево (к Полине). Катя кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?

«Справа, слева, впереди в обруч точно попади» (закрепление умения ориентироваться пространстве справа-слева, развитие моторики, ловкости, внимания, слухоречевой памяти)

Ребенок стоит между двух обручей разного цвета. Дается инструкция: какой обруч находится слева (справа, стукни три раза мячом в правый обруч; стукни четыре раза мячом в левый обруч; стукни мячом два раза перед собой и один раз в правый обруч

- игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков

«Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук» (развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепления знания гласных звуков)

Логопед: когда услышите звук А, стукните мячом об пол. Поймав мяч повторите этот звук: А-У-О-У-А-А-О

«Поющие мячики» (закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха)

Дети садятся парами, на расстоянии 3 метров. Логопед произносит сочетание гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. (ааэээээээ, уэаааааааааа). Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу, пропевая третий звук ребенок катит мяч партнеру

«Тихо-громко» (работа над силой голоса, закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия)

Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки вверх сила голоса увеличивается, вниз- уменьшается. При горизонтальном движении сила голоса не изменяется

- игры с мячом направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Игры с перебрасыванием мяча

«Логопеду мяч бросай и животных называй» (расширение словарного запаса, за счет употребления обобщающих слов, развитие умения соотносить родовые и видовые понятия)- логопед называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к этом обобщающему понятию предметы

«Животные и их детеныши» (закрепление названия детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания)-бросая мяч ребенку, логопед называет какое- либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного.

«Что бывает круглым» (расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости (длинным, зеленым, колючим)

Как вариант, что не бывает зеленым

«Составь предложение» (развитие внимания, быстроты мыслительных операций). Логопед катит мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова. (девочка играть). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и катит мяч обратно логопеду.

Игра «Кто кем был?»(развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных ончаний)- логопед, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект (цыпленок- яйцом, лошадь- жеребенком, хлеб- мукой и так далее)

Игра «Бывает- не бывает»(расширение и закрепление активного словаря, развитие логического мышления)- играющие встают в круг. Ведущий называет времена года. Например Весна. А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явления природы. Например: снегопад. Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает.

Используемая литература:

1. Воробьева Т. А. «Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики», издательство КАРО, 2003г

2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические игры с мячом», издательство Литера, 2010г

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры с мячом в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 15 декабря 2024 в 13:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с мячом в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Петрина (УИ 3088700) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД