Боброва Ксения
Игры на этапе формирования наглядно-образного мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на этапе формирования наглядно-образного мышления у детей 3-4,5 лет
1. Формирование целостного восприятия ситуации 1. Игра «Спасаем капусту»
Для игры понадобятся гнущиеся мягкие бигуди, бусы, ленточки, тянучки – это все будут вредители. А также понадобится капуста, это могут быть просто шарики – символический образ капусты. Делаем грядку и все это туда раскладываем. Ребенок начинает спасать капусту от различных вредителей. Для этого можно брать разные инструменты: снежколеп, пинцет, 2 палки и др.
Текст игры:
Публикация «Игры на этапе формирования наглядно-образного мышления» размещена в разделах
В огороде густо
Выросла капуста (идем вокруг грядки)
На капусте посмотри,
Завелись вредители! (показываем руками на грядку)
Чтобы было густо
Мы спасем капусту
Инструмент свой доставай (берем нужный инструмент)
Червяков ты собирай!
Чтобы было густо
Мы спасем капусту
Инструмент свой доставай (берем нужный инструмент)
Гусениц ты собирай!
2. Игра «Рентген»
Для игры понадобятся распечатанные рентгеновские снимки, которые специалист заранее комкает и прячет в сенсорную коробку. Ребенку предлагается поиграть в доктора. Специалист показывает на себе определенную часть тела и говорит: «Мне нужен рентген ноги». Ребенок идет к сенсорной коробке, открывает ее, находит среди всех комков бумаги снимок ноги, и приносит специалисту.
3. Игра «Малыши»
Рассказываем ребенку, что сегодня он будет взрослым и будет заботиться о малышах. Малыши лежат в своих кроватках и плачут. В игре используются малыши с прорисованными действиями (ест, пьет, спит). Специалист говорит, чтобы малыши не плакали нужно сходить в магазин и купить нужный им предмет (одеяло, сок, кашу). Ребенок идет в магазин и покупает нужные продукты и вещи.
2. Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамичное изменение объектов. 1. Игра «Заснеженный дом»
Для игры понадобится домик с дыркой, в которую будет входить рука. Это дом лисы, она позвала всех на день рождения. Но пока животные отмечали день рождения, пошел сильный снег и засыпал дом лисы. Поможем животным выбраться. Предварительно можно вместе с ребенком убирать животных в этот дом, дав ему их прощупать. На втором этапе игры, ребенок уже ориентируется на образ, без показа и ощупывания заранее. Специалист предлагает ребенку спасти сначала зайку, ребенок опускает руку и ищет зайку и т. д.
2. Игра «Шапка-невидимка»
Для игры понадобится маркерная доска, маркер. Специалист заранее рисует на доске полянку с животными, у каждого животного не дорисовывает какие либо части (хвост, хобот, лапы и т. д.). Специалист рассказывает ребенку, что на полянку прибегала шапка-невидимка, что она любит вредничать и спрятала части животных. Ребенку предлагается обнаружить эти части и дорисовать их.
3. Игра «Прятки»
Для игры понадобятся животные и их малыши: кошка и котенок, собака и щенок, корова и теленок и т. д. расскажите ребенку, что малыши спрятались от своих родителей. Предложите ребенку помочь родителям найти своих малышей. Для этого ребенок опускает руку в мешочек и достает малыша на ощупь. Где малыш собаки?
3. Формирование понимания явлений, связанных причинно-следственными связями. 1. Игра «Теремок»
Для этой игры нам понадобятся одноразовые стаканчики: берем маленькие стаканчики и прикрепляем к ним героев сказки. К примеру, возьмем сказку Теремок. К маленьким стаканчикам крепим - мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя, а к большому стаканчику – теремок. Вот и получаются у нас все декорации. На втором этапе игры не прикрепляем картинки животных, а красим стаканчик в цвет шерсти животного. Лягушка –зеленый стаканчик, мышка – серый и т. д. Далее разыгрываем сказку по сюжету:
Ставим перевернутый стаканчик, приходит к теремку мышка и стучит, потом она идет в терем (убираем ее под стаканчик, и так делаем с каждым героем. В конце сказки приходит медведь и рушит теремок (здесь либо просто роняем стаканчик, либо с размаху ударяем по большому стаканчику и говорим: бах, ой-ё-ёй, сломался теремок. По завершению игры можно предложить построить большой, новый теремок из стаканчиков, ставя их друг на друга.
Сказку можно обыгрывать с постепенным вводом символизма: начиная с игрушек, потом наклеек на стаканы, потом цвет стакана, и в конце герои изображаются руками (мишка - стучим кулаком, зайка – прыгают два пальчика)
2. Игра «Кот и мышки»
Для игры понадобятся пластиковая бутылка, разноцветные крышки и коробки. Из бутылки делаем кота, а из крышек мышек. Ведущим-котом становится специалист, а дети берут роль мышек. Дети тянут мышек за хвостик, а специалист бутылкой-котом пытается их поймать. Мышки прячутся в свои норки (заранее подготовленные коробки, ребенок может просто туда прятать мышку или сам вместе с мышкой прыгать в коробку). Котом становится тот, кого поймали.
В игре можно добавить какой-либо продукт, который мышки хотят стащить у кота. Например, это будет сыр (желтые треугольники, мышки подкрадываются, пока спит кот и хватают сыр. Усложнение: кот разозлился и наставил капканы (любая полоса препятствий, которую мышкам надо обойти, например, веревка, натянутая паутиной по помещению, нужно пролесть, не задев ее).
Текст игры:
На прогулку вышли
Маленькие мышки. (дети идут по кругу, ребенок-кот спит в центре круга)
Вдруг навстречу к ним идет
Озорник - усатый кот. (ребенок-кот просыпается и начинает медленно идти)
Вышел кот-плутишка —
Врассыпную мышки! (кот ловит мышек, мышки убегают)
Он их ловит бойко,
А они по норкам. (дети прячутся в коробки)
4. Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения и моделирования. 1. Игра «Колеса для машины»
Для игры понадобятся разные предметы круглой формы и сломанные машины. Специалист рассказывает ребенку, что машины сломались. И сегодня мы будем их чинить. У всех машин в гараже отвалились колеса. Ребенку предлагается в кабинете отыскать все то, что похоже на колесо.
2. Игра «Витаминки»
Для игры понадобятся разные фруктовые соки, пипетки и фрукты. Специалист рассказывает, что он будет доктором и будет давать детям волшебные витамины. Для этого берем различные жидкости (яблочный сок, апельсиновый сок, вишневый сок). Специалист капает пипеткой ребенку в рот любую из жидкостей, ребенок идет к корзинке, и находит из какого фрукта или ягоды, сделаны витамины.
3. Игра «Болото»
Для игры понадобятся различные блоки, кубики, тазики – все то, что можно выложить вместо кочек. Кочки – это то, почему можно передвигаться через болото. Если ребенок не устоит и падает, то другие начинают тянуть его с помощью палки (либо специалист). Задача ребенка скорее встать на кочку обратно. При этом у ребенка в руках еще палка, с помощью которой он будет помогать товарищам.
5. Формирование соотношения между словом и образом. 1. Игра «Фокусы»
Для игры понадобится волшебный мешок и клоун. Рассказываем детям, что клоун может любую загадку превратить в предмет. Рассказываем ребенку про предмет, даем короткое описание, например, сочный, сладкий, оранжевый, можно делить на дольки. Ребенок опускает руку в мешок и находит там апельсин.
2. Игра «Веселая зарядка»
Для игры понадобится маркер и маркерная доска. Специалист описывает ребенку определенное движение, которое ему нужно выполнить, например, поднять правую руку наверх, а ноги поставить широко. Задача ребенка взять маркер и схематично нарисовать описанную позу. Если у ребенка сложности с рисованием, можно предложить выложить из палочек.