Бухменова Анастасия
Консультация для воспитателей «Игры на свежем воздухе»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель Бухменова А. А.
«Игра –это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире»
Сухомлинский В. А. (слайд 2)
Публикация «Консультация для воспитателей „Игры на свежем воздухе“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения является организация досуга детей, особенно на свежем воздухе. (слайд 3) С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.
Оптимальной формой организации детского досуга на свежем воздухе может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции, проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также большой подготовки со стороны педагогов. Таким видом деятельности является игра.
В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Играя на свежем воздухе, во время прогулки дети много двигаются. (слайд 4) Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Дети приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитывается чувство дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после ужина. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.
На прогулке воспитатель может использовать различные виды игр с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, а также учитывая погодные условия:
(слайд 5)Подвижная игра – сознательная активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Соблюдение правил игры имеет большое воспитательное значение. Подвижная игра становится эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков. Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению ее дидактической задач, влияют на восприятие, память, внимание, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, делать выводы.
(слайд 6) При организации подвижной игры следует придерживаться следующих правил:
• Правила игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям той возрастной группы, для которой она проводится.
• Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности.
• Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью.
• Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие.
• В играх должны решаться как двигательные, так и обучающие задачи.
• Игру нельзя оставлять незаконченной.
• Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.
Сюжетно - ролевая игра (слайд 7) – служит средством эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников. Правильная организация сюжетно - ролевых игр помогает детям становиться коммуникабельными, доброжелательными. Все сюжетно - ролевые игры можно проводить на прогулке. Лучше проводить такие игры, атрибуты которых, можно вынести на улицу или атрибуты не требуются.
Дидактические словесные игры (слайд 8) не требуют никакого оборудования («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Один много», «Назови ласково», «Назови одним словом», «Доскажи слово», «Так бывает или нет», «Какая, какой, какое», «Кто больше назовёт действий», «Загадай, мы отгадаем», «Четвёртый лишний», «Когда ты это делаешь», «Испорченный телефон», «Нужно – не нужно» и др.). Проводятся они с целью закрепления, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Творческие игры (слайд 9) на прогулке - это могут быть строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками, шишками и т. д. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Для эффективности проведения таких игр необходимо иметь наборы формочек для игр с песком, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов, деревьев, шишки, веточки, печатки, карандаши для создания «картин» на песке и т. д.
Рисование мелками (слайд 10). Намного интереснее рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовываете асфальт. Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д.
Надувание мыльных пузырей (слайд 11).Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия. Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.
Игры с мячом, скакалкой и обручами (слайд 12) (эстафеты с мячом, свободные игры с мячом, «козел», элементы игрового баскетбола, волейбол, свободные игры, свободные игры и эстафеты с применением обручей и скакалок). (слайд 13) С помощью этих игр развивается ловкость, координация движений, глазомер, выносливость, умения играть в коллективе.
Соревнования – поединки (слайд 14) (эстафеты разного вида, «захваты крепости», выталкивание из круга и другие). Направлены на развитие мыслительной и двигательной активности, ловкости, выносливости, стойкости.
Игры с музыкальным сопровождением (слайд 15) (хороводы, пение, танцы). Игры для поднятия настроения, сплочения детей.
Игры на асфальте (слайд 16) («Классики», «Змейка», «Крестики-нолики», «Лабиринт по кругу», «Цифра и фигуре» и другие). Эти игры являются содержательно-насыщенными и развивающими, так как позволяют решать программные задачи по всем образовательным областям. Они являются доступными, так как не требуют специального оборудования и дополнительного места, их легко организовать там, где есть асфальт.
Русские народные игры (слайд 17) («Палочка выручалочка», «Лапта», «Жмурки» и т. д.). Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогают духовному совершенствованию личности ребенка и расширению его культурного кругозора.
Простор и свежий воздух необходимы для здоровья и гармоничного развития ребенка. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, используя оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе и просто побегать. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность. Поэтому очень важно рационально организовать двигательную деятельность детей на прогулке.
Дети в нашей группе очень любят проводить время на свежем воздухе. Так как наши дети - это подготовительная к школе группа, то они очень загружены. И прогулки это время где они могут отдохнуть, вдоволь наиграться и просто набегаться.
Наши дети во время прогулок очень любят играть в подвижные игры (слайд 18, такие как: «Хитрая лиса», «Созвездие», «Тише едешь, дальше будешь, стоп», «Пустое место», «Горелки» и др. (слайд 19) В зимнее время мальчишки любят играть в хоккей, в теплое время года в футбол. Также детки любят различные эстафеты.
(слайд 20) Дети любят играть в «Классики», теннис и бадминтон прыгать на скакалки, часто играют в игры с мячом. Девочки любят рисовать на асфальте.
Так же дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры. (слайд 21) Девочки в - «Кафе», «Кулинария», «Дочки-матери», а мальчики в - «Героев» и «Спасателей». (слайд 22) В любое время года любят кататься с горки, играть на игровом комплексе, и просто побегать.